Как научить ребенка слышать звуки в словах

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно.
Что же такое фонематический слух?
Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

К 5 годам дети умеют определять на слух наличие или отсутствие данного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Необходимо научить ребенка правильно «слышать» звук, выделять его из окружающих. Это умение явится предпосылкой к обучению ребёнка грамоте (от звука – к букве).
Ребенку исполнилось 4 года, поиграйте с ним в игру «Поймай звук». Хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Взрослый произносит: А, О, У, И, М, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «М». Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, РА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог «МА».

«Угадай, что звучит»
Расставьте на столе несколько (количество игрушек с 3 до 5 постепенно увеличиваете количество предметов) звучащих игрушек: погремушка, бубен, колокольчик, дудочка и т.п. Предложите ребенку послушать и запомнить, что как звучит. Затем попросите ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит, затем спросите, что это звучало. Меняйтесь с ребенком ролями, теперь ваш малыш ведущий, а вы отгадываете, что за игрушка звучала.

«Угадай, кто позвал»
Если к вам пришли гости или у вас праздник, то можно поиграть в игру: «Угадай, кто позвал»
Выбираем водящего. Водящий поворачивается спиной к играющим и на слух определяет, кто его позвал. Если водящий правильно определил, кто его звал, то дети меняются местами и игра продолжается.

К 5 годам можно поиграть в следующие игры:

«Поймай звук»
Задание: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук С. Взрослый произносить слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук С.

«Будь внимательным»
Взрослый произносит слоги, затем ребенок повторяет:
Ша-са-ша (если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов: ша-са)
Речевой материал:
За-жа-за жа-за-жа
Ка-га-ка га-ка-ка
Па-ба-па ба-па-ба
Та-да-та да-та-да
Са-ша-са ша-са-ша
Жа-ша-жа ша-жа-ша
Ра-ла-ра ла-ра-ла

«Найди лишний слог»
Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).
Затем слоговые ряды усложняются, например:
Ка-га-ка-ка
Ва-ва-фа-ва
Са-са-зы-са

«Играем в слова»
Подберите картинки (предметы) с названием слов, которые начинаются на данный звук (молоко, мыло, машина и др.) Затем учимся определять 1-й звук в слове: «Какой звук слышишь в начале слова м-м-молоко». Взрослый, произнося слово, выделяет первый звук в слове: м-м-молоко. Также играем с другими словами.
После того как ребёнок научится, необходимо научить определять место звука в конце слова: «В слове «СОМ-М» (сок, кит, нос, дом, дым) какой звук последний и другие.

Источник: http://www.baby.ru/blogs/post/222518958-133389480/

Памятка для родителей «Как научить ребенка слышать звуки»

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Как научить ребенка слышать звуки в словах Как научить ребенка слышать звуки в словах

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Памятка для родителей

« Как научить ребенка слышать звуки

и определять место звука в слове»

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:


соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук или нет);

определение первого звука, последнего звука,

установление места звука (начало, середина, конец слова),

полный звуковой анализ;

соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
— соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

Необходимо придерживаться определенной последовательности формирования умственных действий при обучении звуковому анализу:

1. Проговариваем слово, выделяя голосом нужный звук. Например, выделяем голосом звук м в слове МАК – МММММак. Ребенок поднимает условный символ, или хлопает в ладоши, когда услышит слово с данным звуком.

2. Ребенок выделяет утрированно произнесенный звук и называет его изолированно, вне слова.

3. Затем умственное действие переходит в речевой план — ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; определяя место звука в слове, то где он находится ( вначале, середине, конце).
4. Происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки.

Вашему вниманию предлагаем игры , которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: пол, пух, помидор), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах, или с какого звука начинаются все эти слова?

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

« Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке. (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась. (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети. (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках. (портфель).

То назад, то вперед может плыть. (пароход).

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом — мак — кот — топор — рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Источник: http://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley-kak-nauchit-rebenka-slishat-zvuki-1421758.html

Как научить ребенка слышать и произносить звуки

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды…

Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем – четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Цель предлагаемых игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к играм, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша – Саша — каша, тень — день, день — пень, лак – мак — бак, жук – лук — сук. Предложите выбрать нужную картинку: жук — сук, бом-сом, мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребенка фонематического слуха.

Предложите ребенку хлопать в ладоши (ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком, например, со звуком [С].

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ-дети кричат в лесу, ИА-так кричит ослик, УА-так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем-второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, коза.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, лучше- с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, ребенок некоторое время будет думать, какой звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем чётко его произнесёт и вернёт мяч вам.

Читайте также:  Отошли воды

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке…(жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась …(шишка).

То назад, то вперед может плыть…(пароход).

От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом-мак-кот-топор-рука.

Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности. Для того чтобы развивать фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка»: Богданова О.А.

Источник: Н.В. Дурова «Фонематика.

Как научить детей слышать и правильно произносить звуки»

Источник: http://86sov-alenka.caduk.ru/p412aa1.html

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Итак, развиваем речь ребенка. С чего начать? Именно от речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы его межличностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.

Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки! Очень полезно рисовать пальчиками краской (ребенок опускает в краску руку или пальчик и рисует на большом листе бумаги), а также мять и разрывать на кусочки пластилин (под присмотром взрослого). Предложите ребенку игры с пуговицами. Детям нравится перекладывать их, распределять по величине, по цвету, раскладывать в коробочки. Научите ребенка просовывать крупные пуговицы в петли. Очень полезны пальчиковые игры-потешки.

Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для языка не менее двух раз в день по 5-7 минут перед зеркалом. Полный список артикуляционных упражнений можно спросить у логопеда, а также они широко представлены в печатных изданиях.

Развивайте речевое дыхание. Как ваш ребенок дышит, когда говорит? Понаблюдайте за ним: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?

Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса.

Придерживайтесь следующих рекомендаций:

¾ правильный вдох – через нос (следите за этим);

¾ плечи не должны быть подняты;

¾ выдох должен быть длительным, плавным;

¾ следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

¾ каждое упражнение повторяйте не более 2–3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).

«На качелях»

Ребенок лежит на спине без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушка поднимается, при выдохе – опускается.

«Кораблик»

Сделать из бумаги кораблик. Опустить его в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта ребенка, так чтобы ему было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет: для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так чтобы они висели на уровне лица ребенка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку так, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.

«Мыльные пузыри»

Веселое и полезное занятие – выдувание мыльных пузырей.

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки?

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы ( звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Конечно, основную работу по формированиюи развитию фонематического слуха возьмет на себя логопед. Но и родители тоже могут помочь своему ребенку.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам и т.п.) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает малышу составит звуковые песенки типа:

АУ – дети кричат в лесу, ИА – так кричит ослик, УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т.п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку предлагается назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, гора, нора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок

Не забываем развивать словарный запас дошкольника. Дети 4-5 лет затрудняются:

¾ в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, справа, сзади и т.п.), указывающих на расположение предметов;

¾ в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;

¾ в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты, и т.п.);

¾ в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок), например: лимончик, выехала.

Источник: http://poisk-ru.ru/s35209t12.html

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Войти

Обучение чтению. Не слышит гласные

Выношу из вопросов в журналах:
. Слоги читает. А слова, составленные из этих слогов — не может. То ли упрямится, то ли и вправду ему трудно — не понимаю.
И еще, никак не могу объяснить ребенку, чем отличаются гласные и согласные, и в словах он, как мне кажется, гласных не слышит. Когда собираем буквы, например, для слова «кот», он берет «к» и «т», а букву «о» — нет. Тоже не пойму в чем дело.

Не думаю, чтобы ребенок упрямился, скорее всего у него нет чувства уверенности, навыки еще не закрепились.
Из сказанного, я поняла, что ребенок не слышит гласных звуков в слове. Значит, на эту тему необходимо провести определенную работу, развивать фонематический слух.

Потренируйтесь сначала в артикуляции.
Пусть еще раз послушает вас, посмотрит на ваш рот, повторит за вами, сам убедится, что гласные поются, тянутся. «А» — любит широко рот открывать: АААА; О- круглый ротик, У — губы трубочкой, Э — чуть улыбнись, Ы — зубки вперед, И- хитренько улыбается.

Вот такая игра:
«КТО-КТО В СЕРЕДИНКЕ ЖИВЕТ?» Ребенок повторяет за взрослым и определяет гласный звук. Подчеркиваем гласный звук растянутым длительным произношением:
лААААк (какой гласный поет?), лУУУУк;
кО-О-От, шА-А-Ар, бЫ-Ы-Ык ;
СО-О-ОМ, СА-А-АМ, СЫ-Ы-ЫН
+ тут же пишем эти слова, и читаем их. Главное, чтобы услышал и потом увидел. А чтобы не получалось все время односложных коротких слов, можно эти же слова читать в единственном и множественном числе: бок — бока, бак -баки и т.д.

Следующая игра — на определение гласной в конце слова: рукАААА, шарЫЫЫЫЫЫ, быкИИИИИИИ и т.д.
Следующая — определяем в середине и в конце: кОООт, кОООтЫЫЫ; шААААр, шАААрЫЫЫ и т.д.

Источник: http://users.livejournal.com/espero-/74239.html

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Адрес:

385007, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Кужорская, 108

Email

Телефон

Информация о МБДОУ №16

Краткая информация

Дата образования, учредитель, юридический адрес

Прямая линия

Прямая линия государственных органов

Нормативная база

Сведения необходимые при разработке сайта

Сведения об ОО

Сведения об образовательной организации

Дополнительная информация

Важная, полезная информация для родителей

Страница педагогов

С Вами делятся опытом и полезной информацией наши педагоги

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Полезные странички наших педагогов

В данном разделе с Вами делятся опытом и полезной информацией наши педагоги: Старший воспитатель, Педагог-психолог.

Статьи, документы и события

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Вакантные места для приема (перевода)

Вакантных мест для приема нет. Ежемесячно проводится анализ комплектования групп. При наличии свободных мест информация.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Планы финансово-хозяйственной деятельности

Планы финансово-хозяйственной деятельности.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Муниципальное задание

Муниципальное задание МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16» оказывает следующие услуги: Предоставление.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Примерные документы в случае оказания платных услуг

Примерные документы в случае оказания платных услуг.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Стипендии не предусмотрены. Общежитие и интернат, в том числе приспособленные для инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающимся, в том.

Наличие оборудованных помещений для проведения занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Детский сад расположен на территории площадью 7952 м2; Площадь застройки здания (сооружения) — 1681,2 м2; Площадь основных.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Детский сад обеспечивает гарантированное сбалансированное четырехразовое питание детей (завтрак, второй завтрак, обед.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Медицинское обслуживание детей в МБДОУ № 16 обеспечивается: — медицинской сестрой, состоящей в штате МБУЗ «Городская детская.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям Информационная база МБДОУ оснащена: -.

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Электронные образовательные ресурсы, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

В МБДОУ имеются четыре интерактивных стола, которые используются обучающимся по руководством педагогов. В отличие от.

Источник: http://mbdou16maykop.ru/index.php/stranichki-pedagogov/60-vospitateli/aniskova-yuliya-vlad/371-kak-nauchit-rebenka-slyshat-zvuki-v-slovakh

Как научить ребенка слышать

Уважаемые родители! Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель предлагаемых игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа; сходные слова: Маша – Даша – каша, тень – день, день – пень, бек-лак-мак-так-рак, жук-лук-сук-тук. Предложите выбрать нужную картинку: жук–сук, бом-сом, мишка-миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

Как научить ребенка слышать звуки в словах

«Выдели слово»
Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх…) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»
Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу, ИА – так кричит ослик, УА – так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (и т.п.). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй.

«Назови лишнее слово»
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.
Гора, гора, гора, нора, гора.
Голос, колос, голос, голос.

«Какой звук начинает слово?»
Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше – с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.

«Что за звук спрятался в середине слова?»
Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

Читайте также:  Как научить ребенка жевать и глотать

«Что за звук в конце слова?»
Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия побора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

«Договори словечко»
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук – такой большой на ветке… (жук)
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась… (шишка)
Как-то вечером две мышки унесли у Пети… (книжки)
Не ползет Влад на ель: у него в руках… (портфель)
То назад, то вперед может плыть… (пароход)

«Цепочка»
От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом – мак – кот – топор – рука.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Рады сообщить — Мы работаем для Вас все лето. Воспользуйтесь возможностью, запишитесь на консультацию и занятие. Телефоны: (926)284 21 70, 8(985)349 30 23

Источник: http://nashi-deti.info/kak-nauchit-rebenka-slyshat

Игры со звуками. Что делать, если ребёнок не говорит.

Что делать, если ребёнок не говорит?

Что делать, чтобы дошкольник успешно обучался в школе?

Я успешно работаю с дошкольниками и младшими школьниками как дефектолог, психолог, педагог и играю в различные развивающие игры. Эти игры, а я их называю «Игры со звуками» я включила в свои книги из серии «Занимательная фонетика»и хочу поделиться некоторыми из них сейчас.

Что такое речь? Речь – это высшая психическая функция. Недоразвитие речи проявляется в начальной школе Большой опыт практической работы с дошкольниками и младшими школьниками показал, что недоразвитие фонематического слуха влечёт за собой «неуспехи» ребёнка в школе. Это проявляется в первом классе, когда ребёнку приходится писать под диктовку, на слух. Пропуски, замена и подмена букв, переставление слогов, неправильное обозначение звуков буквами. Родители не понимают причины происходящего и с недоумением соглашаются на занятия с логопедом.

— Мой ребёнок выговаривал и выговаривает все звуки! Зачем нам логопед? – удивляются они.

А виной всему недоразвитие фонематического слуха. Ребёнок не научился слышать, вычленять звуки в словах, а значит неправильно обозначит этот звук при письме, т.е. запишет слово с ошибками. Многие дети «двуязычны», русский язык им не родной, а учиться приходится в русской школе. Недоразвитие речи в первом классе может проявляться следующим образом:

  • неправильное согласование прилагательных и существительных в речи устной и письменной,
  • трудности в употреблении «йотированных» гласных,
  • в дифференциации и обозначении твёрдых и мягких, звонких и глухих согласных.

Бытует мнение, что если у ребёнка слух в норме и все звуки он выговаривает правильно, то специальные занятия по развитию фонематического слуха ему не нужны. Это заблуждение. Как показывает практика, в первом классе для родителей бывают совершенно неожиданными проблемы и проблемки у ребёнка в письменной речи.

Что необходимо знать родителям дошкольника.

Заучивание букв, знание алфавита – это не показатель развития речи у ребёнка.

Это замечательно! Но это второй этап обучения. Ребёнок может читать до школы, но допускать речевые ошибки при письме. Он научается пользовать буквами-значками, но не постигает логики и правил обозначения звуков на письме. Проявляются эти проблемы к концу первого класса при написании слов, предложений, списывании текстов. Приходится слышать объяснение от родителей: «У моего ребёнка нет способностей к русскому языку. Он математик». Это заблуждение. Мы забываем, что исторически первыми в жизни человека появились звуки, а только потом письменная речь. Научите ребёнка слышать звуки и только потом обозначать их на письме.

Ребёнок любит играть. Воспользуйтесь этим, поиграйте с ребёнком! Это доставит огромное удовольствие и ребёнку, и родителям. В серии книг «Парные согласные», «Слышим, читаем и пишем правильно»

я предлагаю в игровой форме выполнить весёлые задания, решить орфографические задачи, поиграть со звуками. Задания направлены на развитие высших психических функций ребёнка, дают пищу для ума, развивают речь, логическое мышление, закладывают фундамент успешного обучения ребёнка. Даже если Ваш ребёнок уже обучается в школе и у него проблемы на уроках русского языка, эти упражнения для него. Вот несколько развивающих игр для детей от 4х лет.

Игра 1 «Поздоровайся со звуком!»

Вариант 1. Играть можно вдвоём с ребёнком. Возьмите для игры мягкие игрушки. В дальнейшем можно брать различные предметы или карточки.

Введение в игру.

— Кто сегодня будет здороваться с нами? Назови, выделяя первый звук, — даёт инструкцию взрослый и помогает ребёнку это сделать.

— С-с-с-с-собака, з-з-з-з-зайка, к-к-к-к-кукла, мь-мь-мь-мишка, ль-ль-ль-лисичка, о-о-о-ослик, у-у-у-у-утёнок, — говорит ребёнок.

Важно! Научите ребёнка выделять первый звук!

— С тобой хочет поздороваться «с-с-с-с-с», — говорит взрослый.

Взрослый называет первый звук и проговаривает его до тех пор, пока ребёнок не подойдет к нужному предмету и не дотронется до него.

В дальнейшем можно усложнить игру, спрашивая: «Какой звук произносим мягко, а какой твёрдо?»

Важно! Похвалите ребёнка за любой успех, даже за самый незначительный.

Вариант 2. Играет группа детей.

Введение в игру.

— Назовите своё имя, выделяя первый звук, — объясняет взрослый правила игры.

— А –а-а-а-алина, О –о-о-о-оля, Дь-дь-дь-денис, — произносит каждый ребёнок по очереди.

— Я хочу поздороваться с каждым из вас по очереди. Для этого я буду называть первый звук имени. Смотрите внимательно на мои губы и слушайте. Тот, кто услышит свой звук, пусть подходит ко мне и говорит слова приветствия, — объясняет взрослый правила игры.

— А-а-а-а, «поёт» взрослый до тех пор, пока ребёнок не сообразит, что это зовут его.

Если имя начинается с согласного звука, то взрослый произносит первый звук отрывисто.

Ребёнок стоит напротив Вас в отдалении. Ему ни что не должно мешать на пути к Вам.

В дальнейшем, Вы можете усложнить игру, включая в неё определённые двигательные упражнения.

Например. Если Вы произносите гласный звук (поёте), то ребёнок бежит к Вам, дотрагивается до вашей руки и возвращается на место. Вы произносите звук до тех пор, пока ребёнок не дотронется до Вас, т.е. не поздоровается со звуком.

Если Вы произносите согласный звук (отрывисто, как бы выстреливая его), то ребёнку нужно допрыгать до Вас в данном ритме, дотронуться и вернуться назад произвольно.

Игра 2. «Подари мне звук».

Для игры понадобиться мяч небольшого размера. Можно играть вдвоём, тогда мяч перебрасывается между взрослым и ребёнком, а можно и в группе. Дети встают в линию. Взрослый бросает каждому ребёнку по очереди.

— Я буду бросать тебе мяч и дарить мягкий звук, а ты мне подари твёрдый звук, — объясняет взрослый правила игры.

Произносите: «БЬ» и бросьте мяч ребёнку.

Ребёнок ловит мяч, бросает вам его обратно и произносит этот же звук твёрдо: «Б».

Пары: К-КЬ, Н-НЬ, Г-ГЬ, З-ЗЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ,

В-ВЬ, П-ПЬ, Р-РЬ, Л-ЛЬ, Д-ДЬ, С-СЬ, М-МЬ,

Вариант 2. Вы дарите ребёнку твёрдый звук, а он возвращает вам мягкий.

Вы бросаете мяч и произносите: «Д», а ребёнок возвращает вам звук: «ДЬ», и т.д.

Источник: http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/igry-so-zvukami-chto-delat-esli-rebjonok-ne-govorit.html

Ребенок 5 лет не слышит звуки в словах

Может кто сталкивался с такой проблемой. ребенок 5 лет не слышит звуки в словах, из-за этого не всегда улавливает как формируются склады, . вообще учимся читать с трудом. Может и паникуем заранее, но в группе уже большинство деток читает самостоятельно. Всем заранее благодарна за ответы!

    Благодарочка 1
    Благодарочка 4

автор, научится читать, поймёт как складываются слоги и за тем к звукам перейдёте:))))
я обычно учу звуковому анализу уже после того, как ребёнок научился читать. ребёнку так намного проще:))))

а вообще купите магнитные буквы и складывайте с ним слоги, затем слова. чтобы ребёнок понимал, что ЛА, это Л и А и т.д.

    Благодарочка 1

а зачем к логопеду? :))))
это просто ещё от непонимания.
многие дети обычно чётко слышать только согласные звуки в словах. и это нормально.

а зачем к логопеду? :)))) это просто ещё от непонимания. многие дети обычно чётко слышать только согласные звуки в словах. и это нормально.

кстати да, согласные четко )))

Может и так, посмотрим )) магнитные буквы есть, пробуем, но пока не очень с слогами. В садике как раз делают звуковой анализ слова и поэтому нам сказали, что не слышит звуки в словах, до этого я даже и не думала переживать, детки ж все разные, теперь задумалась, может действительно к специалисту надо обратиться.

нет. не нужно:))))) всё у ребёнка вашего нормально:)
просто обычно начинают учить не читать, а разбирать слова на звуки и делать звуковой анализ. по опыту скажу, что далеко не всем детям даётся именно эта последовательность. поэтмоу я обычно учу читать, а потом уже разбирать слова на звуки и делать звуковой анализ. и проблем нет ни у кого:))))
попробуйте и вы. научите читать. складывайте слоги, читайте эти слоги, потом переходите на слова, читайте их, называйте звуки в словах, разделяйте звуки на гласные и согласные и потом у ребёнка вообще не будет проблем со звуковым анализом. это вообще элементарные действия, главное усвоить несколько правил и всё, ребёнок звуковой анализ делает без проблем:)

Источник: http://sovet.kidstaff.com.ua/question-131567

Как научить ребенка слышать звуки в словах

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова — речевые звуки — с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем—четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями. Но уже к пяти годам у ребенка формируется критическое отношение не только к чужой, но и к своей речи. Он очень болезненно воспринимает неточности своего произношения, что часто сказывается на отказе от общения, от совместной деятельности. .

У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью — чтением и письмом.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Предлагаемые конспекты занятий помогут воспитателям развивать произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.

Источник: http://pedlib.ru/Books/1/0226/1_0226-1.shtml

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector