Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?Умеет ли Ваш ребенок-школьник пересказывать? Наверняка, многие скажут, что, конечно, умеет. Ведь он еще с самого детства все сказки рассказывает, чуть ли, не дословно. И школьные произведения тоже прекрасно пересказывает.

Так, или почти так считают многие родители. Тогда почему в школе ребенок получает не очень высокие оценки и иногда приносит замечания «Не готов к уроку»? Почему учитель бывает недоволен пересказом ребенка, если он так прекрасно рассказывал всё дома?

Все очень просто. Пересказы бывают разные. Подробные и краткие пересказы очень различны между собой. И если в первом классе подробный пересказ считается хорошим, то в 3-4 классах – это уже плохо.

Давайте сначала сравним тексты в 1 классе и в 3 классе. Сколько строк или даже слов в текстах у первоклассников? Примерно треть страницы занимает большой текст. Можно ли пересказать такой текст дословно? Легко!

В 3 классе тексты уже очень большие. В учебниках по чтению некоторые произведения занимают более 2-3 страниц. Представляете, сколько времени займет пересказ такого произведения, даже если ребенок его и запомнит? А ведь он в классе не один и остальные ученики тоже должны участвовать в работе. Кроме того, что подробный пересказ в этом возрасте уже практически не используется, ребенок большое произведение пересказать просто не сможет по разным причинам. Да это и не нужно.

«Да зачем он вообще, этот пересказ, нужен! Прочитал и ладно», — думают многие родители. Нужен, еще как нужен! Только не подробный и дословный, а краткий пересказ. Причем, нужен он не только на чтении.

Что нужно, чтобы ребенок хорошо знал материал по Природоведению? Слушать на уроке – этого мало. Прочитать дома параграф в учебнике и даже ответить на вопросы – этого тоже недостаточно. Вот здесь и проявляется умение ребенка пересказывать текст, вынимать из него самое важное, самое интересное. И таких предметов в школе очень много, только появляются они уже в 5 классе и дальше. А в начальной школе идет подготовка к введению новых предметов.

Как же научить ребенка пересказывать текст правильно?

Могу предложить вам простую систему действий, которая научит вашего ребенка легко и правильно пересказывать любой текст.

6 шагов к хорошему пересказу.

1.Поставьте цель. Мы читаем текст и выбираем в нем самое важное и интересное.

2.Идем по этапам. Читаем не весь текст сразу, а по частям. Это может быть абзац или даже часть абзаца, если они длинные. Первое время примерно 4-6 строк достаточно.

3.Отмечаем главное. После чтения каждой части задаете ребенку вопрос: «О чем прочитал? Что здесь самое интересное или самое важное?» При этом не позволяете ребенку рассказывать дословно. Самое важное надо выразить в одном предложении.

4.Делаем план. Сразу можно составить план текста, придумав заголовок к каждой части. В качестве заголовка можно использовать то главное, что выделил ребенок.

5.Скажи по-другому. После прочтения всего текста, предлагаем ребенку поиграть в игру «Скажи по-другому». Для этого ребенок или взрослый читает любое предложение из текста, а ребенок говорит то же самое, только другими словами. Это очень важно! Часто дети не могут пересказать, потому что просто забыли то слово, которое было в книге, а заменить слово близким по смыслу не догадались или не смогли. С помощью этой игры вы избегаете таких проблем.

6.Склейка частей. А теперь, когда все прочитали, самое главное выделили, план составили, в игру «Скажи по-другому» поиграли, перескажи текст очень коротко, только самое важное. Можно давать план, чтобы ребенок на него смотрел и вспоминал последовательность событий.

Уверена, что после такой работы, ваш ребенок перескажет намного лучше и легче. А чтобы он справился с этой работой и в школе, не забыл все, что он готовил, повторите пересказ через 1-2 часа. Только пересказ. Это займет времени немного, а польза для ребенка и его памяти будет огромная.

Эта универсальная схема подойдет для любого устного предмета. Попробуйте. Ребенок быстро усвоит алгоритм действий и проблем с подготовкой устных предметов у вас будет намного меньше.

Источник: http://chitalochka-ru.ru/shkolnyie-sekretyi/umeet-li-vash-rebenok-pereskazyivat.html

Как научить ребенка пересказывать текст: 7 шагов к успеху

Пересказ и сочинение – главные враги школьников. Нет ни одного взрослого, который бы с удовольствием вспоминал, как на уроках литературы он судорожно вспоминал рассказ и пытался его воспроизвести у доски. Родители должны знать, как правильно научить ребенка пересказывать текст и в каком возрасте это делать.

Как научить ребенка пересказывать текст: с чего начать

Речь и мышление – неотъемлемые вещи, которые дополняют друг друга. Средством мышления является внутренняя речь, которая формируется у ребенка задолго до того, как он начинает говорить. Сначала он познает мир посредством зрительного и тактильного контакта. У него складывается первоначальная картина мира. Затем, она дополняется речью взрослых.

От уровня развития речи ребенка зависит и уровень его мышления.

Взрослые должны помочь детям научиться четко излагать свои мысли, пока их головы еще не забиты большим количеством информации.

Даже учителя, принимая детей в школу, твердят, что первоклашки уже должны обладать связной речью. И в силах родителей помочь им в этом. Ребенок, который умеет правильно формулировать свои мысли и пересказывать тексты, не будет бояться учебного процесса в целом.

Как научить ребенка пересказывать текст: 7 обязательных пунктов

Научить ребенка пересказывать текст несложно. Главное, что должны родители: регулярно уделять для этого некоторое количество времени и быть последовательными в своих действиях.

7 шагов на пути к обучению правильному пересказу:

  1. Выбор текста. От этого зависит половина успеха. Чтобы ребенок научился ясно излагать свои мысли и пересказывать услышанное, нужно правильно выбрать произведение. Оптимальным будет небольшой рассказ, длиной в 8-15 предложений. В нем не должно быть незнакомых ребенку слов, большого количества событий и описаний. Педагоги рекомендуют начинать учить ребенка пересказу с «Рассказов для маленьких» Л. Толстого.
  2. Акцент на произведение. Важно медленно читать текст, намеренно выделяя интонацией наиболее важные для пересказа моменты. Это поможет ребенку вычленить главную мысль рассказа.
  3. Беседа. После прочтения у малыша нужно спросить: понравилось ли ему произведение и все ли он понял. Затем можно задать несколько вопросов по тексту. Так при помощи взрослого ребенок сам выстроит логическую цепочку событий произведения.
  4. Обобщение впечатлений от текста. Еще раз нужно уточнить у ребенка, понравился ли ему рассказ. Затем взрослый должен сам пояснить смысл произведения.
  5. Повторное прочтение текста. Первое воспроизведение необходимо было для того, чтобы из общей информации ребенок понял частные моменты. После анализа и повторного прослушивания у малыша должна сложиться общая картина рассказа.
  6. Совместный пересказ. Взрослый начинает воспроизводить текст, затем говорит ребенку, чтобы он продолжил пересказ. Разрешается помогать в трудных местах, но ни в коем случае нельзя поправлять ребенка пока он не закончит.
  7. Запоминание и самостоятельный пересказ. Чтобы понять, отложилось ли в голове у малыша произведение, нужно предложить ему пересказать текст еще кому-нибудь, например, папе, когда тот вернется с работы.

Для детей постарше тексты можно выбирать длиннее, но разбирать их нужно по частям. Каждый отрывок анализируется аналогично описанному выше алгоритму.

Взрослые не должны недооценивать роль пересказа в обучении ребенка. Этот навык существенно влияет на формирование его интеллектуальных и творческих способностей.

Источник: http://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-tekst-7-shagov-k-uspehu/

Как научить ребёнка пересказывать текст

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Как научить ребёнка пересказывать текст

Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных книг и статей. В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.

Расскажу о том, как можно помочь ребёнку дома, если он получил задание подробно пересказать текст.

Алгоритм может быть таким.

1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать текст и понять его, чтобы сформулировать вопросы.

2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.

3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.

4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т.д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.

5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.

6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.

7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).

8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.

Источник: http://buneeva.vsepravilno.com/blog/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst

Как научить ребенка пересказывать текст?

Автор статьи: Наталья Соколова (учитель-логопед).

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

2. Чтение текста

3. Беседа по прочитанному произведению

4. Повторное чтение

5. Составление плана пересказа

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы «Рассказы в картинках. 3 — 10лет»

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать? Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!

Источник: http://www.happy-kids.ru/page.php?id=1050

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Пересказ – это эффективный инструмент формирования устной речи. Пересказывание текстов помогает запомнить и лучше понять сюжет, структурировать и выделить главное, осознать причинно-следственные связи. Это очень полезный навык для каждого ребёнка.

Пересказывать не так-то просто: с одной стороны, нельзя слишком отдаляться от оригинала, с другой – приходится подбирать синонимы, постоянно обращаться к своему словарному запасу. Этому нужно учиться.

Советы, как научить ребёнка пересказывать:

  • Вначале это должен быть не пересказ, а просто рассказ малыша о чем-то близком ему, например, о любимой игрушке. Он должен включать в себя описание её внешнего вида и важных особенностей. Взрослый помогает ребёнку с помощью вопросов: «Что это? Кто это? Какого размера, цвета? Как зовут? Почему ты её любишь?». Такие упражнения можно практиковать с того возраста, когда ребёнок научится разговаривать предложениями.
  • С 2,5-3 лет можно пересказывать с ребёнком небольшие по объёму знакомые произведения, например, сказки. Чтобы задача была понятнее, можно подключать других членов семьи. Например, дочка рассказывает папе о своей любимой сказке или описывает бабушке сюжет увиденного мультика. Мы сказали про мультфильм, но «классический» пересказ – это всё-таки работа с текстом. Когда ребёнок учится читать, ему сложно удерживать прочитанное в голове и следить за сюжетом, он слишком сосредоточен на буквах. «Прокачанный» заранее навык пересказа облегчит малышу жизнь.
  • Для детей от 3 лет рекомендуем обратить внимание на комплекты серии «Книжная разминка». Это правильные книги для самых юных читателей. Помимо, собственно, развития навыка чтения эти книги учат навыку пересказывания.

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Текст в этих книгах отделён от картинки. Ребёнок сначала сосредотачивается на чтении, а потом рассматривает картинку, визуализируя прочитанное. Это помогает лучше понять и запомнить сюжет.

В книги также вплетены ненавязчивые вопросы на понимание текста.

Рекомендованы для детей с 3 лет. Занятия по этим комплектам развивают технику чтения и помогают читать с пониманием.

Пересказ — это мощный толчок к развитию воображения, фантазии, способности создавать собственные творческие работы. Играйте «в пересказывание» сейчас, и в будущем ребёнку будет проще красиво и убедительно излагать свои мысли и усваивать новую информацию.

Источник: http://umnitsa.ru/articles/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat/

Как научить ребенка пересказывать текст и в каком возрасте начинать обучение

Пересказ – один из ключевых показателей, демонстрирующий, насколько хорошо малыш владеет речью, умеет анализировать текст и формулировать мысли. На пересказывании построена значительная часть предметов школьной программы, и ребенок столкнется с такой особенностью сразу, как только пойдет в первый класс.

Этот навык – не прихоть, а умение, позволяющее школьнику повысить успеваемость. Помогая малышу, заботливые родители с раннего детства уделяют внимание такому вопросу, как научить ребенка пересказывать текст.

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Основные рекомендации

Умение пересказывать услышанное или прочитанное не появляется само собой, его нужно развивать. Необходимо пополнять словарный запас.

Скудная речь не способствует богатому воображению. Речь малыша с маленьким багажом слов будет обрывочной и несвязной.

Трудно пересказать суть интересного события, оперируя десятком слов. Какие способы могут использовать родители?

  1. Лучшим словарным источником для ребенка является речь взрослых, ведь большая часть его развития основана на подражании. Чтобы обогащать словарный запас малыша, нужно ввести в привычку изъясняться развернутыми предложениями. Например, вместо короткого “подай чашку”, можно попросить ребенка: “Пожалуйста, подай мне вот ту, голубую чашку с золотистой каемочкой, которая стоит возле чайника”. Занимаясь с малышом аппликацией, родители могут говорить, указывая жестами: “Солнышко приклей сюда. Теперь сюда приклей травку, а домик приклей тут же”. Вряд ли подобное обучение поспособствует развитию словарного запаса. Положительный результат можно получить, если говорить иначе: “Так как солнышко живет на небе, давай приклеим его вверху листа. Трава у нас растет внизу, на земле…”
  2. Замечательным средством, пополняющим словарный багаж, является чтение. Улучшить речь малыша можно, читая ему книги с богатой речью, сложно-подчиненными предложениями, сравнительными оборотами и прилагательными. Хорошей тренировкой для ума станет классика: произведения Пушкина, Бианки, сказки братьев Гримм, а также рассказы Толстого, Пришвина, Носова. Нравятся детям стихи Сергея Михалкова, например, любимый многими “Дядя Степа”. Список замечательных, богатых лексикой произведений для детей, можно продолжать на свое усмотрение.
  3. Отличный обучающий прием для развития логического мышления – это вопросы. Способов, как научить ребенка пересказывать с помощью вопросов, много. Прочитав книгу, можно спросить малыша о том, как зовут главного героя? Как он выглядит, какие качества проявляет? Чему могут научить его действия? Если ребенок затрудняется, взрослый должен помочь и показать, как можно пересказать прочитанное. Одеваясь на прогулку, можно спросить: “Куда мы с тобой пойдем? Какие игрушки мы с собой возьмем?” Важно задавать такие вопросы, на которые малыш не мог бы ответить односложное “да” или “нет”.
  4. Гуляя на прогулке или лежа в кровати перед сном, можно предложить ребенку вспомнить и пересказать какой-либо сюжет. Это может быть история, произошедшая днем, просмотренный мультфильм или прочитанная книга. Хорошо бы устроить игру – “пересказ по очереди”. Взрослый первым начинает рассказ, но потом делает вид, что забыл, и просит малыша продолжить текст.

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Слишком рано или слишком поздно?

Слишком рано не бывает. Вышеприведенные советы нужно применять с раннего возраста. Когда ребенок пойдет в первый класс, нагрузка увеличится.

Младшим школьникам приходится осваивать большие объемы информации. Если ребенок не умеет запоминать, анализировать и пересказывать, ему будет сложно. Второй класс потребует от него еще больше навыков. Школьная программа с каждым годом становится сложнее.

Понятно, что лучше заниматься развитием малыша сразу, не пуская все на самотек. Если, по каким-то причинам, родители опоздали и не смогли до школы научить малыша связно пересказывать тексты, то в первые школьные годы еще можно успеть все исправить. Обучение потребует больше сил и внимания, а также хорошей организации времени и целенаправленных занятий. В противном случае ребенок безнадежно отстанет от школьной программы, и будет слишком поздно что-либо предпринимать.

Источник: http://razvitiemalysha.ru/umeniya-i-navyki/gotovimsya-k-shkole/kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-tekst.html

Сайт для детей и родителей – о школе, подготовке, воспитании, учебе…

Обучение детей пересказу

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать. Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст – значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Как научить ребенка пересказывать текст?

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы – со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст – понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации

О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Источник: http://shkolabuduschego.ru/shkola/pereskaz-teksta.html

Памятка родителям » Как научить ребёнка пересказывать текст»

Как научить ребенка пересказывать текст?

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Содержимое разработки

Как научить ребенка пересказывать текст?

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе, лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны. Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял». Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит.

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат. После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

Источник: http://intolimp.org/publication/pamiatka-roditieliam-kak-nauchit-riebionka-pierieskazyvat-tiekst.html

Тема: Как Научить ребенка пересказывать небольшие рассказы.

«Учим ребёнка пересказывать короткие рассказы»

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именнопересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные видыпересказа:

Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.

Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.

Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Как Саша первый раз увидел самолет.

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:

Какое было время года?

Что пускал по воде Саша?

Что загудело в воздухе?

Что Саша спутал с птицей?

2. Подобрать определения к словам:

весна (ранняя, поздняя, теплая);

самолет (большой, красивый, серебристый);

лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить значение сложного слова самолет.

Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

1. Ответить на вопросы:

Какое наступило время года?

Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

Что делают дети зимой?

2. Объяснить значение словосочетаний:

кругом снег лежит;

звери спрятались в норы.

3. Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий;

коньки (какие) — железные, острые, детские, блестящие;

лыжи (какие) — желтые, деревянные, детские, короткие.

4. Повторить, кто где живет:

медведь — в берлоге, белка — в дупле, лошадь — в конюшне, лиса — в норе, собака — в конуре.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.

Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

1. Ответить на вопросы:

Кого дети слепили из снега?

Сколько они сделали комков?

Что прилепили бабе?

Что воткнули ей в руки?

Что сделали потом?

Что надели бабе на голову?

2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Источник: http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/tema-kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat-nebolshie-rasskazy.html

Пять способов научить ребенка пересказывать тексты

Как научить ребенка пересказывать текст 2 класс: умеет ли Ваш ребенок пересказывать?Психологов часто спрашивают, как научить ребенка пересказывать тексты. Школьное обучение строится на понимании, запоминании, выучивании, пересказе. И с пересказом параграфов у школьников настоящие проблемы. А на первый взгляд все так просто: прочитал раз-два и рассказал. Однако выясняется, что школьники не обучены алгоритмам работы с текстом, не владеют методикой пересказа. Хотя кажется таким естественным, что каждый учитель по своему предмету должен дать оптимальные эффективные приемы усвоения информации. Это может быть план параграфа, краткий конспект, запись главных мыслей, ключевых слов, дат и т.д.

К сожалению, такая работа в школе проводится крайне редко, и ученик остается один на один с огромной лавиной информации, которую он должен каким-то образом усвоить да еще и пересказать, то есть не передать слово в слово, а рассказать своими словами. Поэтому успеваемость класс от класса все больше снижается, так как растет объем параграфов. У учащихся ослабевает мотивация к обучению.

Как же помочь ребенку качественно и без проблем осваивать школьную программу?

Традиционный совет: постоянно развивать и тренировать память, мышление, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать прочитанное, пополнять словарный запас. Такой способ действительно эффективен, но рассчитан на длительное время.

А как помочь любимому чаду не когда-то в отдаленном будущем, когда такая работа даст свои положительные результаты, а сегодня? Как ему уже именно сегодня усвоить конкретно заданную тему так, чтобы суметь пересказать завтра на уроке?

Некоторые школьники зубрят заданное. Конечно, оценится такой ответ на следующий день пятеркой — ведь все верно изложено, важные факты не пропущены. Одна беда — механически выученное быстро забывается, а сам процесс зубрежки нудный, изматывающий.

Может быть, просто отвечать на вопросы, размещенные в конце параграфа? Однако они не являются планом прочитанного, не охватывают всю важную информацию, а потому, ответив на них, еще нельзя быть уверенным в успешном устном ответе на уроке.

Что же посоветовать такому несчастному школьнику? Как подготовиться к уроку, который состоится уже завтра?

Правильно читать текст. Не по диагонали, не бегло, не «взглянуть», выхватив из параграфа несколько словосочетаний, а читать, понимая лексическое значение каждого слова. Кажется, что этот процесс займет очень много времени, а уроков на завтра великое множество. Может быть, вначале и будет немного медленнее, однако на это уйдет меньше времени, чем бездумно перечитывать три-четыре раза, а в результате ничего не запомнить.

Далее разделите текст на несколько частей. Психологи рекомендуют ограничиться максимум семью, так как больше хуже усваивается.

Помогите ребенку установить между ними логическую связь, запомнить последовательность подачи информации. Кому-то помогает запись ключевых слов, кому-то образное представление. А можно на листе бумаги графически простейшими символами, иероглифами изобразить прочитанное. Тогда при пересказе не возникнет проблем логического плана. Как бы распутывается клубок событий. Например, как получилось, что древляне посмели расправиться с князем Игорем? И тут вспоминается, что он не стал довольствоваться собранной с них данью, а решил еще больше обогатиться за их счет. Почему же он не справился с ними? Потому что дружину с уже собранной данью отправил вперед, а сам с небольшим отрядом вернулся. И так раскрутить, понять всю заданную тему. При этом получается, что логически одно событие вытекает из другого. И запоминается легче.

Но важен и еще один этап — при пересказе уметь построить правильные предложения, фразы, быстро подобрать нужные слова, к месту употреблять новые важные понятия, определения. Возможно именно эта проблема является причиной неудачных ответов. Об обогащении словарного запаса уже говорили, как и о необходимости больше читать, учить наизусть — это все долгосрочные планы. Что можно сделать еще прямо сейчас? Положите на видное место на рабочем столе ребенка начерченные схемы простейших предложений. Если забыли, как они изображаются, посмотрите в учебнике русского языка или в интернете. Простые нераспространенные предложения — это, конечно, не образец для учеников средних и старших классов. Должны быть предложения распространенные (с определениями, дополнениями, обстоятельствами), сложные, с причастными и деепричастными оборотами.

В тексте предложения непременно должны быть связаны между собой по смыслу, а также грамматически, например, при помощи местоимений, местоименных наречий, союзов, частиц, или лексически (однокоренные слова, повтор одного и того же слова, синонимы, антонимы).

Возможно, сначала придется и выучивать наизусть некоторые предложения, словосочетания, чтобы обогатить свой словарный запас, добиться свободного применения в речи.

Не исключено, что все эти советы, на первый взгляд, требуют времени, которого очень мало, и затраты больших усилий. Но нужно только начать такую работу, и вскоре для ребенка запомнить любую информацию не составит особого труда. А под лежачий камень, как известно, и вода не течет. Начните прямо сегодня, не откладывая, и положительный результат не заставит ждать.

Источник: http://prouchebu.com/kak_pereskazyvat_teksty/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector