Как научить ребенка считать в уме: методики обучения счету

С помощью специальных карточек , на которых изображены точки, дети сначала понимают, что такое количество, и учатся понятиям «больше» и «меньше». При использовании методики Домана у малыша развивается зрительная память, а при комплексной работе с методикой проходит и физическая тренировка.

Плюсы:
обучение можно начинать до года;
заниматься с ребенком могут родители или няня;
материал для занятий (карточки Домана) можно сделать самостоятельно.

Минусы:
ребенок пассивен во время занятия, он просто смотрит на карточки;
крайне нежелательно пропускать занятия — навык может быть утерян;
после 3-х лет ребенка трудно заинтересовать занятиями по Доману.

Имея представление о составе числа, ребенку легче выполнять сложение и вычитание. Например , чтобы сказать , сколько будет «три плюс четыре», ребенок вспомнит, что 3 и 4 — это 7 . А «восемь минус пять» будет три, потому что 8 — это 5 и 3.

Плюсы:
занятия подойдут для любого возраста — трехлетки будут запоминать состав числа с помощью предметов, а дошкольники и первоклашки — глядя на доску.
выучив состав числа, ребенок сможет успешно решать примеры и понимать новые темы.

Минусы:
методика предполагает заучивание, которое может не заинтересовать ребенка.
возможные сложности с запоминанием могут расстроить ученика и охладить его тягу к занятиям.

Осваивая устный счет, ребенок заучивает до автоматизма таблицы с цифрами и их образами. Этот способ лежит в основе популярной методики «Стосчет» Николая Зайцева, в которой первая таблица помогает освоить сложение и вычитание в уме в пределах сотни. При работе с таблицами придумываются сказки, используются картинки для лучшего запоминания чисел.

Плюсы:
ребенок легко учится считать в пределах 100;
при обучении можно не использовать предметы.

Минусы:
не задействована мелкая моторика;
необходимо пройти курсы, чтобы понять методику и заниматься с ребенком самостоятельно;
при работе по «Стосчету» необходимо купить много дорогостоящих материалов — таблиц и карточек.

Занятия начинаются с основ работы с абакусом — счетами. Ребенок учится понимать, как складывать и вычитать, передвигая косточки счетов определенными движениями. Следующий этап — выполнение вычислений в воображении, мысленно держа перед глазами абакус. Во время занятий ментальной арифметикой работают сразу оба полушария головного мозга, развивается логика и образное мышление.

Плюсы:
быстрые результаты навыков счета в пределах 100;
развивается мелкая моторика;
занятия проходят в игровой форме, ребенок не успевает заскучать;
можно заниматься онлайн;
появляется навык устного счета в пределах 6-тизначных чисел.

Минусы:
необходимы регулярные занятия хотя бы 1 раз в неделю;
при использовании этой методики необходимы занятия с преподавателем.

Источник: http://siriusfuture.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat-v-ume/

Устный счет: техника быстрого счета в уме

Зачем считать в уме, если решить любую арифметическую задачу можно на калькуляторе. Современная медицина и психология доказывают, что устный счет — это тренаж для серых клеточек. Выполнять такую гимнастику необходимо для развития памяти и математических способностей.

Известно множество приёмов для упрощения вычислений в уме. Все, кто видел знаменитую картину Богданова-Бельского «Устный счёт», всегда удивляются — как крестьянские дети решают такую непростую задачу, как деление суммы из пяти чисел, которые предварительно ещё надо возвести в квадрат?

Оказывается, эти дети — ученики известного педагога-математика Сергея Александровича Рачицкого (он также изображен на картине). Это не вундеркинды — ученики начальных классов деревенской школы XIX века. Но все они уже знают приёмы упрощения арифметических расчетов и выучили таблицу умножения! Поэтому решить такую задачку этим детишкам вполне под силу!

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем — единицы.

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел — это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. Таблица умножения — это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения — с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например:

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

умножить на 4 — это дважды умножить на 2;

умножить на 6 — это значит умножить на 2, а потом на 3;

умножить на 8 — это трижды умножить на 2;

умножить на 9 — это дважды умножить на 3.

разделить на 4 — это дважды разделить на 2;

разделить на 6 — это сначала разделить на 2, а потом на 3;

разделить на 8 — это трижды разделить на 2;

разделить на 9 — это дважды разделить на 3.

Как умножать и делить на 5

Число 5 — это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

Читайте также:  Как научить ребёнка красиво писать

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко — это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Счет на пальцах

Сегодня еще можно встретить много защитников «пальчиковой гимнастики» и методики устного счета на пальцах. Нас убеждают, что учиться складывать и отнимать, загибая и разгибая пальцы — это очень наглядно и удобно. Диапазон таких вычислений очень ограничен. Как только расчеты выходят за рамки одной операции возникают трудности: надо осваивать следующий прием. Да и загибать пальцы в эпоху айфонов как-то несолидно.

Например, в защиту «пальчиковой» методики приводится приём умножения на 9. Хитрость приёма такова:

  • Чтобы умножить любое число в пределах первой десятки на 9, надо развернуть ладони к себе.
  • Отсчитывая слева направо, загнуть палец, соответствующий умножаемому числу. К примеру, чтобы умножить 5 на 9, надо загнуть мизинец на левой руке.
  • Оставшееся количество пальцев слева будет соответствовать десяткам, справа — единицам. В нашем примере — 4 пальца слева и 5 справа. Ответ: 45.

Да, действительно, решение быстрое и наглядное! Но это — из области фокусов. Правило действует только при умножении на 9. А не проще ли, для умножения 5 на 9 выучить таблицу умножения? Этот фокус забудется, а хорошо выученная таблица умножения останется навсегда.

Также существует еще множество подобных приемов с применением пальцев для каких-то единичных математических операций, но это актуально пока вы этим пользуетесь и тут же забывается при прекращении применения. Поэтому лучше выучить стандартные алгоритмы, которые останутся на всю жизнь.

Устный счёт на автомате

Во-первых, необходимо хорошо знать состав числа и таблицу умножения.

Во-вторых, надо запомнить приемы упрощения расчётов. Как выяснилось, таких математических алгоритмов не так уж много.

В-третьих, чтобы приём превратился в удобный навык, надо постоянно проводить краткие «мозговые штурмы» — упражняться в устных вычислениях, используя тот или иной алгоритм.

Тренировки должны быть короткими: решить в уме по 3-4 примера, используя один и тот же приём, затем переходить к следующему. Надо стремиться использовать любую свободную минутку — и полезно, и нескучно. Благодаря простым тренировкам все вычисления со временем будут совершаться молниеносно и без ошибок. Это очень пригодится в жизни и выручит в непростых ситуациях.

Источник: http://myintelligentkids.com/ustnyj-schet-texnika-bystrogo-scheta-v-ume

«Как научить ребенка считать в уме

Как научить ребёнка считать в уме?

Обучение ментальной арифметике: устный счет с абакусом

Не секрет, что ключевые навыки, определяющие успех детей в будущем, закладываются в дошкольном возрасте и в начальных классах. В мире, где всё решают цифры, а решения оцениваются через призму данных, пожалуй, нет лучших навыков, чем умение быстро считать в уме и анализировать. Как научить ребенка устному счету и сохранить навык быстрого счета на всю жизнь?

Научить ребёнка считать в уме — это целая наука, однако ничто не поможет ему в будущем больше. Родители могут поинтересоваться: а стоит ли заставлять ребёнка учиться устному счёту в уме, если он сам этого не просит или не осознаёт такой необходимости?

На мой взгляд — стоит. Умение считать в уме поможет ребёнку со временем покорить любые высоты в учёбе или творчестве, поскольку ничто не развивает оба полушария мозга лучше. Данная способность стимулирует работу всего мозга в процессе обучения и усвоения материала. Дети преуспевают в арифметике и других предметах, поскольку у них значительно увеличивается память, а также способность к восприятию информации.

Обучение счету: с чего начать?

Интерес к счёту в уме просыпается у детей рано, ещё в дошкольном возрасте, и его нужно продолжать подпитывать, чтобы он не угас. Его можно стимулировать через различные обучающие игры: начать с простого пересчёта игрушек, а в начальных классах сфокусироваться на таблице умножения, или же по мере прогресса перейти на изучение ментальной арифметики.

В самом начале пути и ещё до школьной скамьи, нужно учить ребёнка считать в пределах 10, дальше уже переходить к счёту двузначных цифр. Для обучения можно использовать картинки, игрушки или другие однородные предметы, которые бы откладывались в памяти у ребёнка и помогали бы ему в дальнейшем.

Однако при обучении ребёнка важно контролировать, чтобы он не считал с помощью пальцев или палочек. Освоить этот способ легко, а чтобы отучиться он него, потребуются усилия, поскольку механизм памяти задействован не будет. Это так же, как и с калькулятором: люди, которые привыкли на нём считать, впоследствии тяжело отучаются, а способности считать в уме в результате страдают.

Выучили таблицу умножения — что дальше?

Все мы когда-то учили таблицу умножения в начальных классах. Это опыт, который был одним из самых ранних примеров счёта в уме. В результате почти все пользуются навыками умножения, которые выучили в детстве, до сих пор. Нужно ли посчитать что-то на работе или в магазине — таблица умножения незамедлительно всплывает в нашей памяти.

Учить таблицу умножения можно по-разному. Можно прибегнуть к тому же способу пересчёта игрушек или картинок, можно нарисовать примеры и демонстрировать ответы на обратной стороне. Обучение также должно вызывать положительные эмоции и не должно идти из-под палки.

Но не стоит останавливаться на одной лишь таблице умножения — есть ещё более интересные способы развить способность считать в уме. Когда таблица умножения освоена, можно переходить на следующую ступень — ментальную арифметику.

Представьте, что вместо привычных «дважды два» или «девятью девять» ваш ребёнок со временем сможет с лёгкостью перемножать двузначные или даже трёхзначные числа. Я уже давно обучаю детей по данной методике, и для меня важнее всего видеть, как дети со временем преуспевают в школах и в кружках, а также превосходят своих сверстников.

Что такое ментальная арифметика

Для многих в нашей стране ментальная арифметика остаётся чем-то новым и пока неизведанным. Однако она существует тысячи лет, а сегодня широко практикуется в странах Азии и Западной Европы. Данная методика примечательна тем, что стимулирует развитие качества и скорости мышления посредством арифметического счёта в уме и тем самым улучшает работу обоих полушарий мозга.

Читайте также:  Котлеты в духовке как в школе: рецепты школьных котлет из куриного фарша как в СССР

Математика — наука, которая сложно даётся некоторым детям отчасти из-за абстрактности передаваемой информации. Многие не могут что-то посчитать, пока не представят или не увидят предметы счёта. Ментальная же арифметика, как и любое обучение устному счёту, разрешает данную проблему благодаря использованию «абакуса» (счётов), который позволяют детям «прочувствовать» числа.

Таким образом, методика учитывает особенности восприятия детей и позволяет многим развить навыки, которые зачастую невозможно получить в школах.

На занятиях по ментальной арифметике дети изначально осваивают четыре основные арифметические операции: вычитание и сложение, деление и умножение. По мере продвижения многие учатся выполнять операции с дробями, возводить в квадрат, извлекать квадратный корень и даже комбинировать в уме.

Учить ментальной арифметике не так сложно: как только ребёнок начинает представлять абак в уме, сразу же начинают проявляться его арифметические способности. После закрепления основ у детей постепенно ослабевает привязка к счётам, что позитивно влияет на развитие интеллектуальных способностей. Дети начинают представлять графические счёты в уме, подобно рисунку. Потом — воображать, как двигают косточки «абакуса», в результате чего появляются ответы.

Источник: http://infourok.ru/kak-nauchit-rebenka-schitat-v-ume-3723913.html

Как научить ребенка быстро считать в уме

Как научить ребенка считать в уме: методики обучения счету

Сложная наука математика или как научить ребенка быстро считать в уме

Как научить ребенка быстро считать в уме — вопрос, интересующий многих мам. Ведь в современном мире уже недостаточно того, чему учат в садике — в школу нужно идти подготовленным, уже умея производить несложные математические манипуляции.

В начале обучения ребенок будет, считая, загибать пальчики. Но в определенном возрасте от этой привычки необходимо избавляться.

Для того чтобы научить ребенка считать, в первую очередь, ему самому должно быть это интересно. Поэтому родителям следует завлечь малыша, сделать так, чтобы обучение происходило весело и увлекательно. Кроме того уделяйте внимание логическим играм.

Необходимо запомнить простое правило: считайте все, всегда и везде. Прогуливаясь по парку, находясь дома и в магазине, попробуйте сосчитать количество деревьев, птиц, книжек, яблок, — всего, что только может прийти в голову. С помощью данного правила мысль о том, как научить ребенка быстро считать в уме перестанет вас беспокоить.

Как научить ребенка считать в уме: методики обучения счету
Когда начинать обучение счету

Обучение счету нужно начинать с момента, как малышу исполнилось два года. Не стоит сразу забивать голову ребенка неимоверным количеством цифр, для начала достаточно чисел от одного до пяти. Применяя то правило, что считать надо все и всегда, малыш быстро научится считать до пяти.

  • Одевая ребенка можно обратить его внимание на то, что у него два сандалика, а кепка — одна.
  • На прогулке обязательно посчитайте, сколько детей играет в песочнице, сколько цветов растет в клумбе.
  • При чтении книг нужно обязательно показывать малышу картинки, с помощью которых он еще быстрее сможет научиться считать, рассказывая родителям, сколько на них нарисовано медвежат и цветочков.
  • Особенно полезны в обучении развивающие считалочки, прибаутки и стихи.

Необходимо донести до малыша, что обучение счету для него невероятно полезно и выгодно. Кроме этого, он теперь сможет разделить что-то поровну. Например, попросите ребенка разделить поровну между всеми членами семьи шоколадки или конфеты, ведь ему тоже достанется равная часть. Пусть ребенок достанет и поставит на стол три вилки и три ложки во время сервировки.

Очень полезно тренировать навыки малыша перед походом в магазин, сообщив ему о том, что нужно совершить четыре покупки — лук, картофель, молоко и морковь. В магазине старайтесь всегда уточнять у ребенка, все ли купили и еще раз вместе пересчитывайте выбранные товары. Ребенок будет знать, что от него зависит поход в магазин, а соответственно, должен ответственно подойти к заданию. Такие методы помогают развивать в ребенке такие навыки, как слуховое восприятие, память и счет.

Обучение школьников и подготовишек

Как научить ребенка считать в уме: методики обучения счету
После того, как малыш пойдет в школу, перед родителями встает вопрос: как научить ребенка быстро считать в уме 1 класса так, чтобы не отбить у чада охоты к учебе? Для того чтобы начинать обучение ребенка счету в уме, необходимо убедиться в том, что ребенок может посчитать, к примеру, сколько на полу стоит игрушек и сколько их получится, если прибавить к ним еще одну. Если малыш не в состоянии сосчитать предметы, то стоит заняться математикой усиленно, привлечь все методы, способные помочь ребенку.

Также ребенок, идущий в школу должен знать, что такое «больше» и «меньше». Для этого следует изучать иллюстрации в детских книжках и задавать вопросы. Например, каких цветов здесь больше, кого меньше — кошек или собак и другие.

Стоит научить ребенка составу числа. Для этого надо объяснить, что число «пять» получится, если сложить один и четыре, два и три. В такой работе очень помогают математические карточки с несложными упражнениями на сложение, вычитание и сравнение чисел, которые можно купить в магазине или сделать самим. Благодаря тренировкам и развитию зрительной памяти, вскоре ребенок начнет разбираться, из каких чисел получается определенное число. Когда ребенок дойдет до состава цифры десять, считать в уме дальше ему станет еще проще. Также необходимо объяснить ребенку, что если он переставит в сложении цифры местами, то число не изменится.

Покажите это видео вашему ребенку:

Необходимо предоставлять ребенку для устного счета побольше наглядных примеров. Например, на улице — это могут быть номера домов или машин. Предположим, номер дома — 92, то есть попросить ребенка сложить девять и два. Цифры для сложения можно найти в любом месте.

Многие родители обеспокоены тем, как научат ребенка считать в уме, 2 класс — это новый этап в жизни ученика. Но иногда учителя подходят к вопросам обучения своих учеников поверхностно, уделяя внимание только соблюдению школьной программы. Таким образом, ребенок, с одной стороны, как бы умеет что-то складывать и вычитать, а с другой, не понимает, почему из одного числа появляется другое. В математике, как ни в какой другой науке, важна последовательность действий и постоянная тренировка памяти. Надо постоянно делать упражнения, решать задачи и развивать логическое мышление.

И тогда вопрос о том, кто и как научат ребенка быстро считать в уме двузначные числа, опадет сам собой. Ведь малыш уже начнет понимать сложный мир чисел и будет уверенно складывать, вычитать, умножать и делить.

Источник: http://4child.ru/razvitie-rebenka/navyki-i-umeniya/kak-nauchit-rebenka-bystro-schitat-v-ume/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector