Как научить ребенка писать сочинения 5 класс:

Сочинение — традиционная форма обучения и аттестации на уроках литературы. Писать его детей учат на протяжении семи лет, но тем не менее многие ученики испытывают трудности с грамотным, логичным и аргументированным выражением своих мыслей. Значение этого важного навыка для успешного окончания средней школы в последнее время заметно возросло:

с 2014 года вновь стало обязательным выпускное сочинение;

часть С в ЕГЭ по русскому языку предполагает написание сочинения;

в КИМах экзамена по литературе содержатся четыре творческих задания, требующие умения писать сочинение-миниатюру, и одно задание, построенное как сочинение-рассуждение на основе анализа литературного произведения из школьного курса.

Тем более несомненна актуальность серии «Учимся писать сочинение» для 5–11 классов, выпущенной летом этого года объединенной издательской группой «ДРОФА» – «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Рабочие тетради для 5–6 и 7–8 классов подготовила Елена Викторовна Зуева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории с более чем 30-летним стажем работы в школе, для 9–11 классов — Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, заместитель директора института филологии МПГУ.

Темы и задания постепенно усложняются, и дети последовательно осваивают навык написания сочинения.

Лиха беда начало

Учащимся 5–6 классов предлагается:

составить план сочинения;

сформулировать тезис и аргументы;

проанализировать лирическое стихотворение;

дать речевую, индивидуальную и сравнительную характеристики литературного героя;

описать особенности пейзажа и интерьера.

В 7–8 классах, кроме выполнения перечисленных заданий, дети должны анализировать позицию автора того или иного произведения.

Составление плана Елена Зуева считает одним из первостепенных умений, которые развивают логику, понимание причинно-следственных связей, а для нынешних подростков, обладающих «клиповым» мышлением, — это довольно сложная задача.

На внимательную работу с текстом нацелены и вопросы, содержащиеся в рабочих тетрадях и выстроенные по определенной логической системе. Выполняя эти задания, школьники учатся:

искать аргументы, необходимые для доказательства того или иного тезиса;

подбирать точные цитаты;

анализировать лексику и художественно-изобразительные средства, использованные автором.

Особую сложность представляет анализ лирического стихотворения: юным читателям необходимо не только понять содержание поэтического произведения, но и прочувствовать настроение автора и описать те художественно-изобразительные средства (тропы, особенности лексики и синтаксиса), которыми он эти настроения передает.

Так закладываются основы филологического анализа.

В поисках смысла жизни

Приобретенные в основной школе навыки совершенствуются в старших классах. Учащимся предлагается написать сочинения разных жанров: например, характеристику героев, рассуждение проблемного характера, рецензию.

Темы сочинений становятся все разнообразнее, глубже и сложнее:

«Истинные и ложные ценности в произведении И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»;

«Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: правда или сострадание» (по пьесе М. Горького «На дне»);

«Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути» (на примере лирических произведений Маяковского, Блока, Есенина) и др.

Кроме того, детям даются задания по редактированию и рецензированию сочинений, тексты которых приведены в рабочей тетради.

Для оценки этих сочинений приведен список конкретных критериев:

насколько глубоко и полно раскрыта основная мысль;

последовательно ли изложен материал и доказательны ли главные тезисы;

насколько уместно и правильно использованы цитаты из литературного источника.

Умение увидеть чужие ошибки, по мнению автора пособия, позволяет избежать своих.

Интересная часть работы — выбор вступительных и заключительных частей к сочинению из приведенных в рабочей тетради вариантов. Это вовсе не игра в «угадайку», как может показаться на первый взгляд. Напротив, по словам Елены Ерохиной, некоторые задания сформулированы таким образом, чтобы их нельзя было выполнить однозначно и чтобы учитель мог организовать дискуссию в процессе работы по этим пособиям.

От чтения — к творчеству

Но для написания хорошего сочинения недостаточно овладеть определенными умениями и навыками — необходимо прочитать литературные произведения внимательно и с интересом.

По данным международного исследования PISA 2012 года, российские школьники заняли лишь 34-е место, набрав 475 баллов из 1000 по позиции «Читательская грамотность». Лучшими по результатам тестирования уже несколько лет остаются учащиеся стран Восточной Азии: Китая, Кореи, Сингапура, Японии; в Европе лидирующие позиции занимают Финляндия и Нидерланды.

Как преодолеть отставание от лидеров и привить детям любовь к книге?

В рабочих тетрадях для 5–6, 7–8 классов представлены фрагменты произведений, изучение которых в школьном курсе литературы предусмотрено ФГОС: от русских народных сказок, Пушкина, Тургенева, Короленко до Распутина и Астафьева.

По словам Е. Зуевой, эти небольшие тексты подобраны таким образом, чтобы пробудить у ребят интерес к прочтению всей книги:

Дети должны понять, что литература — это наша жизнь. Человеческие чувства — любовь, дружба, ненависть — вечны, только в произведениях классиков XIX века о них рассказано немного другим языком и на фоне других реалий.

В данном случае роль учителя-словесника трудно переоценить, поскольку он выступает в качестве проводника между прошлым и настоящим. В его задачи входит разъяснение историко-культурного контекста произведений; работа с лексикой (объяснение незнакомых детям слов и понятий, встречающихся в тексте); изучение и применение на практике литературоведческих понятий.

Нельзя сводить задачи учителя к узкоутилитарным, поскольку миссия истинного словесника — не подготовить детей к ЕГЭ, не заниматься натаскиванием на выпускное сочинение, навязывая шаблоны и образцы, а научить детей любить литературу, думать и грамотно выражать свои мысли.

В книге «Мастерство учителя» американского исследователя Дуга Лемова, посвятившего много времени изучению чтения как навыка, находим определение: «Квалифицированный читатель — это человек, умеющий осмыслить сложную, возможно, противоречивую информацию, данную в тексте, уловить позицию автора, его мотив, намерения, цели — явные и скрываемые; человек, способный нравственно и духовно самосовершенствоваться, учиться на чужих примерах и задумываться над смыслом жизни; наконец, это человек творческий (чтение и творчество — вещи взаимосвязанные)».

На примере каких произведений следует учить детей «квалифицированному чтению»? Хотя Елена Ерохина — сторонник так называемого «золотого канона», то есть проверенного временем списка книг, принадлежащих перу русских и зарубежных классиков и обеспечивающих культурную связь поколений, задания по современным произведениям также вошли в серию тетрадей, что сделало их универсальными.

Надеемся, представленные пособия будут востребованы в школах и помогут детям грамотно излагать мысли, аргументировать свою позицию и, что не менее важно, каждый раз заново открывать для себя великую русскую литературу. Рабочие тетради авторов Е. В. Зуевой и Е. Л. Ерохиной не навязывают детям заранее заготовленные трафареты для написания сочинений, а, напротив, учат внимательному, глубокому, заинтересованному, «квалифицированному» чтению, настраивая на размышление и творчество.

Источник: http://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-chitat-dumat-pisat-sochineniya/

Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009

Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009.

Пособие предназначено учителям, пятиклассникам и их родителям для индивидуальной и классной работы. Подготовка к сочинению — работа трудная и кропотливая. Эта брошюра поможет научиться отобрать к теме необходимый материал из произведения, логически выстроить его, сделать вывод, указать роль художественных средств.

Пособие поможет лучше усвоить художественные особенности изучаемых в пятом классе произведений, научит писать сочинения. Оно станет подспорьем в развитии навыков анализа и сравнения, в освоении устной и письменной речи. В частности, подскажет, как составлять вопросы по теме и грамотно отвечать на них. А может быть, пробудит в ученике
и творческие способности, страсть к сочинительству.

Как научить ребенка писать сочинения 5 класс:
Пример.
На зелёной траве, средь прекрасных цветов,
Лежал юноша-воин, было плохо ему,
Кровь толчками из раны глубокой текла.
Ехал юноша-воин на отдых домой,
Маме подарки он вёз дорогой.
А в лесу поселился разбойник лихой.
О занёс булаву и сказал молодцу:
«Отдай, что имеешь, тогда пощажу».
Но юноша-воин ему отвечал:
«Я маме любимой подарки везу.
А ты, грабитель и лиходей,
С дороги моей уходи поскорей».
И начался бой, тать пощады не знал,
Сильнее он был, чем боец молодой,
Смертельным удар оказался его,
И юноша рухнул с коня своего.
С богатой поживой тать спрятался в лес.
Дошёл стон бойца до самых небес.
В селении малом приснилось старушке,
Как сын её милый ей шепчет на ушко:
«Прости, что гостинцы не смог довезти,
Я лёг отдохнуть — и забылся. Прости.
Мне здесь хорошо на зелёном лугу,
Прости, что тебя навестить не могу».

Содержание.
Глава I. Как написать загадку.
Упражнения I -5.
Глава II. Как написать сказку
Упражнения 6- 18
Глава III. Анализ сказки
Упражнения 19-20
Глава IV. Как написать балладу.
Упражнения 21 — 25
Глава V. Как написать басню.
Упражнения 26 — 36
Глава VI. Новелла (рассказ).
Упражнения 37 — 38
Глава VII. Пьеса-сказка
Упражнения 39 — 41
Приложение

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как научиться писать сочинения, 5 класс, Куманова Н.В., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник: http://nashol.com/2014061278201/kak-nauchitsya-pisat-sochineniya-5-klass-kumanova-h-b-2009.html

Как писать сочинение по картине в 5 классе

Как научить ребенка писать сочинения 5 класс:

Учащиеся рассмотрели внимательно картину. А о художнике они мало что знают, а иногда и ничего не могут сказать совсем. Почему, когда написана эта картина? На эти вопросы отвечаю я сама в кратком вступлении. Подчёркиваю, что особенно после окончания Великой Отечественной войны и возвращения к любимому делу, художник сделал главными героями своих картин детей. Получили широкую известность картины «Прибыл на каникулы», «Переэкзаменовка», «Опять двойка!»
Художник хорошо знал школу, он был частым гостем на уроках. Дети принимали его за строгого инспектора и побаивались.
В те минуты, когда у доски мялся, потупив голову, не подготовившийся к уроку ученик, и родилась у Ф.П. Решетникова мысль написать картину «Опять двойка!»
Далее работа ведётся в форме беседы.
1) Каким образом художник дал понять, что школьник – главный герой?
Его фигура выделена: она написана на переднем плане и на неё падает свет из бокового окна. А все другие герои картины смотрят на этого мальчика. Мы видим это и невольно к нему присматриваемся.
2) Что происходит сейчас?
Мальчишка снова, в который уже раз, принёс двойку. Мать, сестра и братишка сразу поняли это.
3) А как родные догадались о злополучной двойке?
Очень уж выразительна фигура у мальчишки. Стоит будто в воду опущенный. Отвернул лицо в сторону, глаза потупил: стыдно встретиться со взглядом матери.
4) А как художнику удалось показать, что двойка не случайная и не первая?
Мать глубоко взволнована. С насмешкой и любопытством смотрит на брата малыш. Очевидно, он не раз был свидетелем того, что происходило дома, когда брат приносил двойку.
5) Что случилось со школьником? Почему он стал получать двойки?
Небольшой, потрёпанный, побывавший «в боях» портфель мальчика до отказа набит чем-то и небрежно перевязан бечёвкой. Хорошо заметно, что в сумке лежат ещё и коньки. Лицо у мальчика разгорячённое, красное; вихры на голове от пота слиплись. И без слов понятно, что не из школы он пришёл. Получил снова двойку, а не удержался, чтобы не забежать на каток. Стал на коньки – и про уроки, и про дом, и про двойку забыл. Накатался вдоволь. Часы-то на стене показывают четвёртый час. Не привык этот мальчик отвечать за свои поступки, не может заставит себя делать то, что надо, а не только то, что нравится.
6) Что, по-вашему, переживает этот школьник, когда ему приходится держать ответ за свою беспечность, недисциплинированность?
Глаза у него заплаканы. Он расстроен, недоволен собой, даже к ласке собаки безучастен. Ему, конечно, совестно перед мамой и сестрой-школьницей. Он, наверное, много раз давал им обещание хорошо учиться. Ему досадно, что братишка смеётся над ним. Ему, конечно, хочется стать другим.
7) А что можно сказать о девочке?
Она не похожа на своего брата: в пионерском галстуке, с аккуратно заплетёнными косичками. Она бережно держит книгу, значит, во всём любит порядок
8) Как же она относится к плохой учёбе брата?
Как тревожно, строго и требовательно смотрит она на брата. И сейчас, когда начнутся укоры, слёзы и обещания, девочка молчать не станет. Она пристыдит его обязательно за те огорчения, которые он доставляет маме.
9) Как можно догадаться о тяжёлых душевных переживаниях матери?
Она крепко сцепила руки на коленях, губы плотно сжаты, зубы стиснуты до ямок на щеках, брови у переносицы приподняты. Таким бывает человек, у которого сильное волнение в душе, невысказанная обида и сдержанный гнев.
10) Почему мама так переживает очередную двойку сына?
Всю любовь и все силы мать отдаёт детям. Самая лучшая награда для неё – хорошие дети. А получается не так: старший от рук отбился, и никакие уговоры не помогают. Поневоле придёшь в отчаяние.
11) Как сам художник относится к герою?
Не преступник перед нами, а самый что ни на есть обыкновенный мальчишка. Он просто споткнулся. Но ему надо помочь.
12) Какая же главная мысль картины?
К двойкам нельзя относиться легко, спокойно, они говорят о том, что в жизни, в характере мальчика что-то неладно.
Затем записываются рабочие материалы, или это делается параллельно с беседой.

Комната – небольшая, скромно обставленная; герань, календарь, настенные часы, простая мебель…

«Двоечник» — грустный, виноватый взгляд, заплаканные, припухшие глаза, вспотевшие волосы, забывчивость…

Сестра – аккуратная, дисциплинированная, гневный взгляд, хорошая помощница…

Братик – маленький, но осуждает; заботливо одетый, смотрит с насмешкой…

Собака – ласкается к хозяину, встретила радостно, смотрит в глаза мальчику, лучший друг.
На следующем этапе составляется план.

ПЛАН.
1. «Трудный» материал урока.
2. Снова – каток!
3. Домой вернулся поздно.
4. И снова обещание?
И уже после этого дети пишут сочинение.

Заключение.
Подобные формы работы над картинами особенно в 5 классе дают ощутимый результат. Чаще всего получаю работы неплохие по содержанию, совсем не бывает неудовлетворительных. В связи с тем, что проводится тщательная работа со словом, его лексическим значением и написанием, то грамотность учащихся повышается. На уроке работают все. Появляется возможность у детей, имея одинаковые рабочие материалы, проявить свою индивидуальность. Лучшие работы всегда зачитываю в классе.
Безусловно, необходимо продолжать эту работу и далее, особенно уделять внимание работе над словом.

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/larisa-vladimirovna-petruhina/iz-opyta-raboty-nad-sochinenijami-po-kartine.html

Как научить писать ребенка сочинение 2, 3, 4, 5

Зачастую школьники младших классов сталкиваются с проблемой написания сочинений. Они просто еще не умеют этого делать. Конечно, нужно не запускать проблему, не доводить до того, что у ребенка появляется страх перед сочинениями, а научить его, показать, что ничего особенно сложного в сочинении нет.

Сочинение, как известно, не столько рассуждение, не просто описание, а изложение своих мыслей на определенную тему, кроме того, по определенной схеме. А дети часто не могут даже устный рассказ построить по порядку. Их захватывают эмоции, мысли перескакивают…

Однако упорядочивание своих мыслей в письменной речи поможет сделать более логичным и устный вариант.

Самая простая схема сочинения: введение, основная часть и вывод. Эту схему стоит просто прописать для ребенка или сделать красивую распечатку, которая будет висеть над рабочим столом, помогая ученику.

Нужно объяснить, с чего начинать сочинение. Несколько слов о теме, о том, как она, в принципе, важна, а также, чем она интересна автору. Обычно тему выбирают из нескольких, так чем обусловлен такой выбор?

Но уж если тема одна, то и в ней нужно и очень важно найти что-то «свое», то есть интересное для себя.

Также во введении можно обозначить вопрос, на который и будут отвечать в основной части.

Основная часть может иметь структуру. Так самому ребенку будет легче справиться с потоком идей или, наоборот, найти нужные мысли. Можно описать плюсы и минусы.

Это может быть сделано в разном соотношении, но важно напомнить ребенку, что, даже если ему что-то нравится или нет, то нужно постараться осветить это не с одной стороны, а постараться найти «контраргументы».

В выводе важно, собственно, подвести итог. Если рассказывалось о произведении, то можно сказать, мол, понравилось оно или нет. Если во введении задавался вопрос, то нужно на него ответить.

Кстати, для сочинений на литературные темы хорошо использовать эпиграф. Нужно спросить ребенка, какая строчка в тексте произведения отражает весь его смысл или ставит важный вопрос, что-то важное показывает. Эпиграф можно брать и из других произведений, главное, чтобы он гармонично смотрелся вместе с текстом сочинения, задавал его тон.

Когда ребенок разобрался с планом, то лучше постараться проговорить несколько историй по нему. К примеру: как мы вчера сходили к бабушке? Ответ по структуре. Далее, логично, переходим к письменным вариантам.

Делаем ученику все меньше подсказок.

Также важно использовать выражения, организующие речь: я считаю или думаю, во-первых, в итоге, для начала… Их тоже можно записать отдельно.

Важно помогать ребенку, но не делать за него. Больше хвалить, отмечать прогресс, но и обращать внимание на недостатки, чтобы от них избавиться. Необходимо следить за грамотностью, за соблюдением объема сочинения.

Тогда вскоре его сочинениями будут восхищаться и учителя, и он сам.

1, 2, 3, 4, 5, 6 класс

Как научить писать ребенка сочинение 2, 3, 4, 5

Источник: http://ege-russian.ru/kak-nauchit-pisat-rebenka-sochinenie-2-3-4-5/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector