Как закрылась совместная Лунная программа


Как закрылась совместная Лунная программа
Фото: Аргументы Недели На днях бывший посол в России Макфол высказался с критикой российской демократии. Директор «Роскосмоса» Дм. Рогозин, известный патриот, очень жёстко ответил ему через «Твиттер». Вот что он написал: «Скажу тебе, Майкл, как посол послу, — вы, господа американцы, окончательно охамели». На следующий день НАСА сообщило, что представителей России исключили из экспертной группы по обсуждению перспектив создания окололунной станции Gateway. И ещё на следующий день Рогозин заявил, что «Роскосмос» никогда не входил в группу по созданию окололунной станции Gateway. Вот что он написал по этому поводу в своём Telegram-канале: «Однако то, что сейчас пытается сделать НАСА на Луне, — это американский проект с ограниченным участием внешних партнёров. Нам это неинтересно. „Волк зайцу говорит: „Заяц, приходи завтра в девять утра, я тебя съем!“ — „Волк, а можно я не приду?“ — „Можно! Тогда я вычёркиваю тебя из списка!“ — написал руководитель госкорпорации Рогозин.
Правду о том, как развивалась на самом деле российско-американская лунная программа, аж с 2010 года, и кто был в ней „волком“ и „зайцем“, на страницах „АН“ ещё в январе 2018 года рассказал экс-главный конструктор РКК „Энергия“ Виталий Александрович ЛОПОТА. Рассказал за 4 месяца до прихода Рогозина в „Роскосмос“. Приводим отрывки из его интервью главреду А. УГЛАНОВУ (выпускник МАИ по специальности „системы жизнеобеспечения космических летательных аппаратов“). — Я ПРОДОЛЖУ, что если этого не будет сделано, то мы можем окончательно стать никому не нужными как космическая держава. Американцы не захотят с нами летать на МКС. Мы будем вариться в своём соку, как при царе Горохе сидели думские бояре в своих бобровых шапках и огромных шубах. Пукали под шубами от сытости… Снаружи никакого запаха, но внутри… Как не оказаться внутри „боярской шубы“? — Для этого нужно более агрессивно подходить к достижению результатов. Новый корабль, или корабль нового поколения, который в последние годы назвали „Федерацией“, между прочим, был спроектирован в РКК „Энергия“, и облик его защищён вместе с конструкторской технологической документацией ещё в 2013 году. — То есть это ваш корабль. — Да, это было пять лет назад. Потом с ним начали что-то делать, переводить на другие материалы — „оптимизировать“… В результате на дворе 2018 год, но производства этих кораблей нет, сроки его переносят всё вправо и вправо. (Сегодня на дворе 2021 год. Результат прежний?) — Это на „Энергии“ должны были делать? — Конечно. Были заложены оригинальные и более надёжные, чем в „Союзе“, разработки. Например, многоразовость использования основных систем корабля, принципиально новые системы маневрирования и посадки, сделанные в кооперации с Московским институтом теплотехники (акад. Соломонов Ю. С.), и многое другое. — Я горжусь, что вы рассказываете людям то, что они никогда и ни от кого не услышат. А будем ли мы кооперироваться в космических программах с НАСА? — О кооперации с американцами. Примерно 5–6 лет назад мы вместе с американскими инженерами разработали великолепную программу освоения дальнего космоса, начиная с Луны. Мы обсуждали и разрабатывали прогрессивные, опережающие время идеологию и технологии создания космической техники, энергетику полётов в дальнем космосе, орбитальные построения космической инфраструктуры и надпланетной инфраструктуры. Прогнозировали и разрабатывали наши программы на несколько десятилетий вперёд. При создании окололунной станции было принято совместное решение, что более 60% компонентов будут российские. Например, научно-энергетический модуль „Наука“, который до сих пор не могут доделать, был признан лучшим творением инженерной мысли для обитаемых космических инфраструктур и был принят за основу модульных орбитальных конструкций вместе с нашим узловым стыковочным модулем. Американцы согласились и утвердили это, основываясь на оригинальности и функциональности предложенных РКК „Энергия“ решений. Предполагалось использовать американские посадочно-взлётные модули, пилотируемый корабль, сверхтяжёлую ракету-носитель SLS. За основу российского варианта аналогичной ракеты были приняты пятимодульная ракета „Энергия-5“ и пилотируемый корабль нового поколения (впоследствии названный „Федерация“). Для реализации разрабатываемых планов была сформирована совместная промышленная группа, по инициативе которой НАСА и „Роскосмос“ должны были принимать соответствующие решения. Координатором промышленной группы стала ракетно-космическая корпорация „Энергия“. В группу вошли фирма „Локхид Мартин“ (США), Европейское космическое агентство, „Мицубиси Хэви Индустриал“ (Япония), несколько позже в рабочую группу попросились и представители компании “Боинг» (США). В Америке «Боинг» и «Локхид Мартин» — жёстко конкурирующие компании, и никогда их не увидеть за одним столом. А в рабочей группе с РКК «Энергия» они были хорошими партнёрами и друзьями, дополняя друг друга. (В 2014 году Виталия Лопоту из РКК «Энергия» убрали, как многие считают, по надуманному поводу. Даже уголовное дело завели, которое тянется уже шестой год. Американцы отказались от совместного проекта. Им было непонятно, что происходит в РКК «Энергия» и вообще в «Роскосмосе», руководить которым стал некто Комаров, ранее в космической промышленности не работавший.) Вот чем закончилось интервью с Виталием Лопотой в январе 2018 года: «Теперь если говорить о том, каким путём пошли американцы. В последние месяцы я увидел эскизы НАСА, которое ссылается на американские фирмы „Локхид“ и „Боинг“. Очень похожи на наши совместные проработки. Только вместо модулей, на которые ориентировались американцы, — нашего российского производства, теперь используются модули собственного производства. Но если у нас наладятся отношения на политическом уровне, то мы вновь выйдем на хорошую, продуманную, длительную — примерно до 2050 года совместную космическую платформу совместных проработок. Тяжело лететь на другую планету отдельной стране». P. S. Справедливости ради надо признать, что за последний год от Рогозина достаётся не только американцам. Напомним, он предлагал посылать их астронавтов в космос с помощью батута. Намекал на «очевидное» происхождение дырок в российском модуле МКС. Предлагал бандеровцам с Украины сбивать российские спутники из рогаток. Но всё это оказалось милой чепухой. Своё истинное лицо он показал, подав в суд на российские газеты в защиту деловой репутации. И выиграл — это ж надо, при его-то «бэкграунде»! А сегодня по его заявлению полиция расследует дело о клевете, всё против тех же журналистов. В том числе «АН». При этом Дмитрий Олегович на голубом глазу обещал президенту В. В. Путину 45 запусков космических аппаратов в 2019 году, а «Роскосмос» запустил лишь 22. Илон Маск давно нас обогнал. А Рогозин не соревнуется с ним, а борется с газетами. Причём руками в настоящее время лишённого статуса адвоката Добровинского. Но мы и это переживём. А тем, кто довёл российский космос до такого состояния, когда с ним отказалась сотрудничать мировая космическая держава, всё равно придётся отвечать. Добавим в заключение цитату из статьи газеты «Московский комсомолец»: «Бюджет НАСА в 10 раз больше, а зарплата у главы НАСА в полтора раза ниже, чем у Рогозина. С инженерами — наоборот. У инженера НАСА зарплата раза в три выше, чем у нашего».

Источник: rambler