Ул.Красная 23, п.Энем, Тахтамукайский р-н, республика Адыгея, 385132, тел. +7 (87771) 42257

«Слабо мотивированные ученики: проблемы и пути их решений»

В современном быстроменяющемся мире обучить ребенка так, как требует ФГОС, очень сложно. Ведь по новому образовательному стандарту каждый ученик должен самостоятельно добывать знания, а не надеяться на объяснение учителя.

Конечно, в каждом классе есть слабомотивированные дети. Какую же методику в таком случае использовать педагогу? Как заставить ленивого (или уставшего) ученика работать наравне с другими учениками на уроке? Как увлечь его своим предметом? Не одно поколение педагогов ломало над этим голову. Думаю, что эта проблема будет актуальна еще много лет, так как относится к вечным.

Что же все-таки делать педагогу, если в его классе есть дети, не любящие проявлять активность на уроке, если их не увлекают даже современные ИКТ?

Конечно, в арсенале любого учителя естьсвои собственные наработки, секреты, которые он успешно применяет при обучении  детей  в таких ситуациях. В методической копилке есть и новые технологии обучения (технология проблемного обучения, модульные технологии, технология развития критического мышления) и классические приемы и методы, используя которые можно «расшевелить» подуставших от современности учеников. По этой же причине учитель должен хорошо продумывать технологическую  карту урока — способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая стуктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Методы и приемы обучения в свете новых ФГОС ( СПРАВКА)
Методы обучения
 – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Зверев И.Д. Состояние и перспективы разработки проблемы
методов обучения в современной школе // Проблемы методов обучения
в современной общеобразовательной школе. – М., 1980.
Прием обучения
 – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. –
М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – С. 319.

Чаще всего на уроках русского языка я использую самостоятельные мини-исследования, мини –проекты, которые служат для развития регулятивных, познавательных, коммуникативных действий.

Сегодня стало модно использовать на уроках литературы кластеры, синквейны, которые интересны современным детям. А почему бы и нет, если этот вид работы им нравится? Ведь можно предложить слабому ученику попытаться самому составить интересный синквейн к небольшому рассказу, кластер к образу героя произведения.

Мои слабые ученики на уроках русского языка все любят работать с орфографическим тренажером. Красиво оформленный, он уже своим видом привлекает их внимание. А вот подбором слов к орфографическому диктанту занимаются сами ученики,  что является хорошей мотивацией к учебному процессу. Думаю, что хорошим подспорьем при   развитии орфографической зоркости могут являться и такие простые на вид работы, как буквенный диктанти подзабытые многими учителями перфокарты. Этот вид работы укрепляет память и развивает  логическое мышление, что также нужно учитывать при работе со слабоуспевающими учениками.

 Учитель  как вариант может использовать и новые приёмы в работе:

«Верные — неверные утверждения»,

«Прогнозирование»,

«Толстые» и «тонкие» вопросы ( Ромашка Блума).

Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Прием «Закончи предложения» тоже способствует активной работе на уроке.

Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».

Прием «Рефлексивные вопросы».

Используем знание русского языка на других уроках

Обращаемся к интернету

Используем словари русского языка

Проводим самостоятельные мини – исследование (индивидуальная, парная, групповая работа)

Подготовка ОГЭ, ЕГЭ

Приемы, направленные на развитие критического мышления.

Прием «толстые и тонкие вопросы».

Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…? И др.

 

Работа в группе – это другой вид деятельности, заключающий в себе умение работать в коллективе, делиться информацией или совместными усилиями ее добывать, анализировать, прогнозировать.

Также успешно можно применять метод В.Ф.Шаталова- опорное конспектирование, составление алгоритмов. Ученикам всегда нравится использовать разноцветные ручки, маркеры- выделители при составлении конспекта или алгоритма. Пусть применяют, если это способствует лучшему запоминанию и усвоению нового материала. Чередование разнообразных видов деятельности на уроке вызывает не только интерес к результату, но и к учебной деятельности в целом. Устали от электронной наглядности- перейдем к цветным ручкам и карандашам. Однако даже при этом педагог не должен оставлять без внимания проверку выполненных заданий, а особенно у слабоуспевающих детей.

Очень часто использую взаимопроверку, которая является эффективным средством формирования умений взаимоконтроля и самоконтроля, развивает самостоятельность и ответственность у учащихся.

Кстати, в арсенале у ученика много источников информации, доступных ему на уроке. Это разнообразные словари, справочный материал, тексты произведений, готовые карточки- подсказки, которые тоже можно использовать при подготовке, и многое другое.

В старших классах при подготовке к ЕГЭ одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно- ситуативное обучение с использованием кейсов. Этот кейс-метод нравится и мне, и моим ученикам. Пришелся он по душе и слабомотивируемым учащимся. Суть метода заключается в том, что формирование знаний и усвоение умений есть результат активной самостоятельной деятельности учеников. Многим старшеклассникам нравится составлять кейсы к определенным заданиям ЕГЭ. В такой ситуации можно дифференцировать работу. Слабым ученикам можно предложить составить кейс, например, к 8 заданию, содержащему информацию о безударной чередующейся гласной корня, безударной гласной корня, проверяемой ударением, непроверяемых безударных гласных корня. Сильные же ученики займутся разработкой кейса к 7 заданию КИМа, дающему 5 баллов. Разрабатывая самостоятельно кейсы, ребята учатся анализировать различные виды информации, обобщать ее, формулировать проблему и вырабатывать возможные варианты ее решения. Кстати, при использовании такого  вида работы не обязательно применять ИКТ

Кейс-метод- интересный вид работы на уроке русского языка. Роль учителя должна сводиться к тому, чтобы ученик поверил в свои возможности, поверил в себя, в умение работать самостоятельно и творчески. Созданные старшеклассниками кейсы были апробированы тьютором в группе риска.  Все ученики, входящие в нее, успешно сдали экзаменпо русскому языку.

Педагогу, работающему со слабомотивируемыми учащимися, всегда нужно помнить, что урок нужно строить так, чтобы он был интересен воспитанникам, а для этого нужно учитывать психологические особенности каждого ученика, его индивидуальность, применять тот материал, который им по возрасту интересен. А систематическое использование инновационных технологии и разнообразных приемов обучения на уроках-шаг к успешной аттестации. Например, мои выпускники (2015—2016 учебный год) все успешно прошли аттестацию. Средний балл по классу-83 балла.

Updated: 12.10.2017 — 16:09
Официальный сайт МБОУ СОШ №25, пгт.Энем © 2014 Shamey Production