Ул.Красная 23, п.Энем, Тахтамукайский р-н, республика Адыгея, 385132, тел. +7 (87771) 42257

Представление педагогического опыта Гузеевой Е.А., учителя химии и биологии

Введение

В последние годы  сокращение   количества  учебных часов, выделяемых на  изучение  химии,  при почти полном сохранении подлежащих изучению объёмов материала, привело к усилению теоретического аспекта школьного курса химии. Поэтому считаю проблему поиска путей повышения познавательной активности обучающихся  на уроках химии   актуальной.

Для этого необходимы следующие условия:

  1. Постоянный творческий поиск методов и приёмов, активизирующих познавательную деятельность учащихся.
  2. Наличие кабинета, оснащённого наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, набором химических реактивов, видеотекой.
  3. Коллектив единомышленников (учитель-ученик-родитель).

Целью моей работы является:

Выявление условий для успешного развития познавательной активности обучающихся на уроках химии.         Определение путей стимулирования личностного роста учащихся.

В своей работе я опираюсь на следующие психолого-педагогические теории:

  1. Личностно-ориентированное обучение.
  2. Дифференцированный подход к обучению.
  3. Кейс-технологии.
  4. Метод проектов.
  5. ИКТ-технологии.

Основополагающими принципами моей педагогической работы являются:

  • гуманизация образования;
  • учёт возрастных особенностей учащихся;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • поэтапное формирование умственных действий.

Система работы:

Моя педагогическая  система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств  обучения  для повышения познавательной активности обучающихся.  И она реализуется через систему учебной деятельности, внеклассную, учебно-исследовательскую, методическую  работу.

Анализируя проблему повышения познавательной активности  обучающихся на уроках химии в обычных общеобразовательных классах я  пришла   к выводу,  что   наряду с традиционными формами организации учебного процесса необходимо внедрять нетрадиционные, осуществляя учёт возрастных особенностей  учащихся.

 

 Урок-исследование. Такие учебные занятия помогают ребятам глубже осознать материал, помогают увидеть взаимосвязь строения веществ с их свойствами, высказывать своё мнение, делать выводы.

Развитие умений  коллективной работы, самостоятельного поиска недостающей  информации, умения выделять главное, умения защищать свою точку зрения, выступать перед публикой осуществляется при использовании метода проектов в учебном процессе.

Применение в качестве дидактических средств компьютера, проектора, электронных изданий в учебном процессе значительно облегчает проведение урока, позволяет использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю при подготовке к уроку.

Интерактивные уроки с использованием электронных модулей

позволяют увеличить интенсивность урока:

o   сокращают время, которое при обычном уроке расходует учитель для записи на доске,

o   позволяет вернуться  к предыдущему слайду, если ребёнок пропустил какой-то момент урока,

o   повысить интерес ребёнка к изложению материала, так как задействуют все органы чувств ребёнка на уроке,

o   продемонстрировать химические опыты, которые вредны для организма и явления микромира, недоступные для рассмотрения.

Уроки с применением ИКТ-технологий провожу во всех классах, начиная с 8-го. Обучающиеся так же сами готовят к урокам презентации  по различным темам.

Повысить познавательную активность обучающихся можно, если

при  контроле знаний осуществлять не «внешнюю» дифференциацию, а  «внутреннюю».

Поэтому  дифференцируются не школьники («внешняя» дифференциация), а учебный материал. Стараюсь организовать образовательное пространство так, чтобы создать разнообразную среду, где каждый ученик может реализовать себя в соответствии с присущими ему познавательными потребностями, используя все условия для индивидуального развития («внутренняя» дифференциация).

Активно использую  задания  для дифференцированного, разноуровневого контроля знаний.

            Развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к изучению химии проявляется и  в поиске и отборе  интересных химических фактов в сети Интернет, с  последующим  обсуждением  найденного в классе. 

Привлечение учащихся к демонстрации химических опытов при изучении новой темы, при  обобщении и закреплении материала под руководством учителя также приводит к повышению интереса изучения  предмета химия.

1.5.         В ходе работы над этой проблемой, я выявил, что существует целый ряд современных педагогических технологий, которые позволяют организовывать условия осуществления индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

1.6.    Значительный  акцент делается и  на проведение уроков, основанных на принципах развивающего обучения.

Ведь при информационно-репродуктивном обучении учащиеся:

  • получают готовые знания;
  • запоминают;
  • воспроизводят;
  • выполняют задания по образцу;
  • выполняют творческие задания    методом   проб  и  ошибок.

И при этом вырабатывается только исполнительская культура личности. А при организации учебного процесса, построенного на принципах развивающего обучения учащиеся:

  • получают знания через размышление, предположение, обсуждение, исследование и т.д.;
  • запоминают теорию;
  • выполняют  самостоятельные творческие  задания;
  • ознакомлены со всеми этапами работы;
  • развиваются все.

В этом случае развивается творческая культура личности.

  1. II.Внеклассная работа по химии.

Это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Её разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, способствуют развитию познавательной активности в области химии.

1.1.         Я практикую ежегодное проведение в рамках предметной недели химии — биологии, мероприятия «Знакомство с химией» для семиклассников, викторину «Знатоки химии» для 8-х классов, конференции по  вопросам  экологии для старшеклассников.

1.2.         К внеклассным мероприятиям привлекаю не только ребят, которые могут продемонстрировать эрудицию в разных вопросах, но и ребят, которым трудно даётся изучение науки, но они любознательны.

1.3.         Исследовательская деятельность во внеклассной  работе способствует более глубокому и  прочному усвоению знаний по предмету, расширяет кругозор учащихся, вырабатывает умения применять исследовательские умения в вопросах, не изучаемых на уроках; способствует формированию навыков самостоятельной работы, развивает личностные качества ученика, влияет на выбор будущей профессии.

Внеклассная учебно-исследовательская работа позволяет  ученикам быть в роли исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества школьников: оригинальность мышления, творческие способности, одарённость. Важным моментом  считаю интегративный  характер  исследовательских проектов своих  учеников,  для  выполнения некоторых  проектов  требуются знания не только химии, но  и биологии,  экологии, географии.

Внеклассная работа по предмету требует много времени, внимания, но и приносит большое удовольствие и удовлетворение.

 

  • Анализ результатов деятельности педагога

В итоге, на данном этапе эффективность моей работы в этом направлении я могу пока представить следующие показатели:

 

Таблица  результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов 2016—2017 учебном году.

 

Число сдававших экзамен «5» «4» «3» «2» Качество знаний
30 5 16 9 0 70%

 

Таблица  результатов государственной (итоговой) аттестации учащихся 11-х классов 2016—2017 учебном году.

 

№ п/п Год Количество выпускников 11 класса, сдававших химию Средний балл по школе Средний балл по Тахтамукайскому району Средний балл по Республике Адыгея
1. 2016 4 66 55,1 53,08
2. 2017 3 62 48 49,67

 

Качественные показатели по химии  по итогам  2016 – 2017 учебного года.

 

        Предмет  Всего обучающихся Успеваемость Качество знаний % обученности
          Химия         248         100% 60%         60
Биология 128 100% 70% 65

 

 

 

 

 

 

Результаты участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников.

Химия

Учебный год Ф.И. участника Класс Результат
 

2013—2014
Огородникова Алиса 9 3 место
Зенч Сабина 10 2 место
Уджуху Джанета 11 2 место
2015—2016 Воскресенская Диана 9 3 место
 

2016—2017
Ужбанокова Сабина 8 призёр
Гунай Фарида 9 призёр
Иващенко Лев 11 1 место

Биология

Учебный год Ф.И. участника Класс Результат
2013—2014 Иващенко Лев 8 1 место
2014—2015 Иващенко Лев 9 3 место
2015—2016 Иващенко Лев 10 Призёр
2016—2017 Тищенко Вадим 7 Победитель

Экология

Учебный год Ф.И. участника Класс Результат
2013—2014 Кива Евгений 8 3 место
Токарь Никита 11 2 место
2014—2015 Шалаев Дмитрий 9 1 место
Ким Сергей 11 2 место
2015—2016 Панеш Дарина 8 3 место
2016—2017 Тищенко Вадим 7 1 место
Панеш Дарина 9 1 место

 

Результаты участия обучающихся в конкурсах, конференциях.

 

  Учебный   год Уровень Ф.И. участника Мероприятие Результат
2016—2017 Республиканский Иващенко Лев XXVIII научно-практическая конференция обучающихся Республики Адыгея по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы 1 место
2016—2017 Муниципальный Иващенко Лев XXVIII научно-практическая конференция обучающихся Республики Адыгея по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы победитель
2015—2016 Межрегиональный Иващенко Лев Краевое интеллектуальное мероприятие «Научно-практическая конференция Малой сельскохозяйственной академии учащихся» 1 место
2015—2016 Республиканский Иващенко Лев XXVII научно-практическая конференция обучающихся Республики Адыгея по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы Диплом

2 степени
2015—2016 Муниципальный Иващенко Лев Муниципальный этап XXVII республиканской научно-практической конференции обучающихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы Победитель
2015—2016 Муниципальный Квитченко Анастасия Муниципальный этап XIV Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета – 2016» 3 место
2013—2014 Муниципальный Федючок Лилия Муниципальный этап XXV научно-практической конференции обучающихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы Победитель

 

Подводя итог анализа моей работы, в области поиска путей активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии и биологии можно сделать  следующие  выводы:

  • Использование разнообразных форм проведения учебных занятий, видов работы обучающихся, различных дидактических средств, педагогических технологий позволяют отметить положительные тенденции:

—  большинству учащимся нравиться предмет «химия», очень интересны химические опыты, особенно, когда они сами демонстрируют их. Это подтверждает выбор многими девятиклассниками экзамена по химии в период ГИА.

\

Заключение

Я считаю, что эффективность моей работы в этом направлении достаточно успешна. Оно помогло мне определить  как положительные аспекты этого опыта:

—  -внедрение наряду с  традиционными формами организации учебного процесса, нетрадиционные;

—  -осуществление «внутренней» дифференциации;

—  -внедрение современных образовательных технологий;

—  -привлечение к внеклассной работе учащихся разного уровня;

—  -представление опыта работы  педагога на различных конкурсах как районного, так и республиканского уровня;

—  -необходимость постоянного повышения квалификации самого педагога.

Updated: 12.12.2017 — 16:49
Официальный сайт МБОУ СОШ №25, пгт.Энем © 2014 Shamey Production