35 лет со дня катастрофы Challenger

Сегодня исполнилось 35 лет со дня катастрофы многоразового космического корабля Challenger, унесшей жизни семи американских астронавтов. Космоплан погиб 28 января 1986 г. во время своей десятой миссии. На 73-й секунде полета, когда он находился на высоте 15 км, левый твердотопливный ускоритель сорвался с крепления и пробил основной топливный бак, что привело к его мгновенному разрушению.

35 лет со дня катастрофы ChallengerГибель шаттла Challenger. Источник: NASA

Кабина с семью астронавтами пережила разрушение бака. Она продолжила полет по баллистической траектории, достигла высоты 18 км, после чего упала в океан. В дальнейшем удалось выяснить, что как минимум несколько членов экипажа оставались в сознании после катастрофы. Но в сложившейся ситуации астронавты уже не могли ничего изменить. Challenger не имел системы спасения, рассчитанной на эвакуацию экипажа в случае разрушения корабля. Через две минуты свободного падения кабина ударилась о поверхность Атлантического океана на скорости около 333 км/ч, мгновенно убив всех, кто находился на борту.

Расследование установило, что прямой причиной катастрофы стало вызванное конструкторским просчетом разрушение уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя. Через него прорвался поток горячих газов, что и запустило дальнейшую цепочку фатальных событий.

35 лет со дня катастрофы Challenger35 лет со дня катастрофы Challenger Шаттл Challenger. Источник: NASA 35 лет со дня катастрофы Challenger35 лет со дня катастрофы Challenger Экипаж миссии STS-51L. Источник: NASA 35 лет со дня катастрофы Challenger35 лет со дня катастрофы Challenger Кабина экипажа шаттла Challenger во время разрушения корабля. Источник: NASA 35 лет со дня катастрофы Challenger35 лет со дня катастрофы Challenger Обломок шаттла Challenger. Источник: NASA

Повреждения уплотнительных колец ускорителей случались и раньше. Но руководство NASA не уделяло должного внимания опасным инцидентам, считая, что система имеет достаточный ресурс надежности. Оно ошибалось. Ночь перед последним стартом корабля Challenger выдалась необычно холодной по меркам Флориды. Температура в районе мыса Канаверал опустилась до -2°С. Мороз повлиял на свойства использовавшегося в ускорителях вулканизированного уплотнительного материала, сделав его более хрупкими и уязвимым для нагрузок. Известно, что утром 28 января несколько инженеров потребовали у руководства полета отмены предстоящего запуска по соображениям безопасности, но получили отказ. Что касается экипажа шаттла, то он и вовсе не знал о существовании каких-то проблем с ускорителями.

35 лет со дня катастрофы Challenger35 лет со дня катастрофы ChallengerЛед на стартовой площадке перед запуском миссии STS-51L. Источник NASA

Гибель космоплана оказала огромное влияние на дальнейшее развитие американской космической программы и имела ряд значимых последствий. После катастрофы шаттлы не летали почти три года. NASA серьезного ужесточила нормы безопасности и отказалась от использования крылатых кораблей для вывода на орбиту коммерческих грузов. Был отменен проект по запуску шаттлов на полярные орбиты с западного побережья США. Многие научные миссии, запуск которых запланировали на 1986 г., отправились в космос лишь спусти три-четыре года. Среди них — телескоп Hubble, а также межпланетные зонды Galileo и Ulysses.

Challenger стал косвенным виновником другой крупной катастрофы. В твердотопливных ускорителях «челноков» использовался в качестве окислителя перхлорат аммония, производившийся на заводе PEPCON в штате Невада. Из-за длительного перерыва в полетах шаттлов на его складах скопились большие запасы неиспользованного перхлората. 4 мая 1988 г. на заводе начался сильный пожар, в итоге приведший к серии взрывов суммарной мощностью в одну килотонну. Катастрофа привела к гибели двух и ранениям 372 человек, а сумма нанесенного ущерба составила около 100 млн долларов.

Источник: universemagazine.com



Добавить комментарий